24 мая
Мариинский театр
Очень правильно, полагаю, что юбилейные «Звезды» все-таки будут. Потому что - с отменой всех возможных гастролей этой весны и этого лета - слишком мало нам осталось культурных радостей. А жить надо - и культурной жизнью в первую очередь - во имя будущего.
Парадное «Лебединое озеро», несмотря на сбои, вышло на славу. Во-первых, Виктория Терешкина прибавляет с каждым спектаклем. В истории русского балета, безусловно, будет записано, что - несмотря на годы депрессии (имею в виду пандемию) и даже вопреки им - прима-балерина достигла невероятного артистического уровня. Это «Лебединое» на порядок лучше
виденного мной два месяца назад (в самом конце марта). Во-первых, белый акт у Виктории вышел более вдумчивым и каким-то философским. Во-вторых, в черном акте, в котором и тогда она была прекрасна, добавились какие-то вьющиеся руки змеи - от которых ее демон стал одновременно прекраснее и страшнее.
На Кима, как и на Фаруха, оказывается, тоже бывает проруха. Редко наш главный премьер танцует этот балет. В первом акте у него замечательные линии (хотя актерская сторона у Шклярова много лучше), но в па-де-де черного акта вновь, как в юности, начались проблемы с приземлением, а затем линия вращений (которую Ким стал делать в два раза сложнее, чем положено: прыжок в три оборота, который делают обычно, а потом добавочный еще на два) не слишком получилась. Танцовщик пару раз не довернулся, что смазало весь эффект. Думаю, это временные трудности. «Лебединое» Киму надо делать столь же шедеврально, каковы у него уже сейчас «Дон Кихот» и «Баядерка». В отличие от «Жизели», это вполне его балет, это видно.
Очень хороша тройка друзей принца в первом акте - Елена Евсеева, Рената Шакирова и Евгений Коновалов. Евсеева, отметим, танцует другую подругу, чем 29 марта - и так же хорошо. Шакирова сделала великолепные прыжки с антраша, но несколько сбилась на вращениях. Коновалов танцует очень добротно, но пока еще не слишком свободно - у него все впереди. Общая же троица друзей принца сделает честь любому театру мира. Выдающийся уровень вторых солистов.
Вновь замечателен кордебалет, вновь блестящ весь характерный танец (который в таком аутентичном виде, наверное, только в Мариинке и сохранился). Неудачны почему-то лишь большие лебеди - основные готовятся к Московскому конкурсу? Ну и оркестр под управлением Бориса Грузина, хоть и очень старается, иной раз выдает такое - как будто несколько инструментов в группах духовых сократили на фоне кризиса.