12 февраля
Большой зал филармонии
В этот раз оркестранты ЗКР честно и всерьез разыгрывались перед началом концерта: в зале было хорошо слышно. Поэтому как только вышли и вступили, стало ясно: сегодня все великолепно. С первых нот был тот самый выдающийся звук, который поразил в декабре: собранный и напряженный. Каждая группа вновь звучала слажено, как один инструмент, а все вместе производили изумительное впечатление: сочетание натянутых нервов оркестра австрийско-немецкого и прозрачной воздушности русского оркестра.
Вновь трудно выделить лучшую группу инструментов. Когда после каждой из симфоний дирижер во время аплодисментов друг за другом поднимал все группы, начиная деревянными духовым и ударными, завершая скрипками, - это было совершенно заслуженно.
Полагаю, что собственная интерпретация Брамса у Инбала есть (впрочем, считается, что он больше специалист по Малеру). Однако это чисто музыкальная, невербальная интерпретация. Музыка Брамса, кажется, вообще не поддается вербальным объяснениям, для моего филологического сознания это сложный композитор. Есть непрограммная музыка, которую легко - по крайней мере, для себя - описать вербально. Таковы Бетховен и Чайковский, не говорю уж о Скрябине и Рахманинове. Брамс в моем мироощущении - один из самых «невербальных» симфонических композиторов (таков же Моцарт). Интерпретацию Инбала я ощущаю на чувственном уровне, но объяснить ее довольно трудно. Интересно, можно ли наложить на музыкальные тексты классификацию Юнга, предложившего различать интровертные и экстравертные тексты?
Похоже, наш ЗКР и Элиаху Инбал очень походят друг другу. Нельзя ли регулярно приглашать этого дирижера на авторские концерты и программы? Например, в течение этого года исполнить все симфонии Малера?