Apr 17, 2011 10:26
16 апреля
Das Berliner Ensemble
на сцене Театра Балтийский дом
Европейская театральная премия
Замечательный спектакль одного из лучших европейских драматических театров. Если бы наш БДТ так хранил и развивал свои традиции, как делает это Берлинский ансамбль!
"Разбитый кувшин" Генриха фон Клейста - это именно прусская (берлинская) классика. Петер Штайн, известный своими мегапроектами (полная версия "Фауста", продолжавшаяся более 20 часов), сделавший, как известно, несколько нашумевших постановок и в России, в этом спектакле предельно краток и прост. Никакого осовременивания текста: исторические костюмы, историческая декорация и даже снег, который несколько раз упоминается по тексту пьесы - это просто снег. Комические эпизоды строго утоплены в общей ткани спектакля: они не становятся отдельными номерами, как часто бывает у нас (наши артисты ждут аплодисмента в конце эпизода и играют, как на провинциальной эстраде). Внимание зрителя концентрируется не на внешних эффектах, а на актерской игре, которая выше всяких похвал. Берлинский ансамбль - это действительно блестящий актерский ансамбль, причем умеющий играть в совершенно разных манерах. Очень хороша Тина Энгель (Марта Рулль) - этакая правильная немецкая фрау, повернутая на порядке, очень болтливая. Красиво и убедительно играет умную, честную и порядочную девушку Катарина Зюсевинд (Ева)- в наших театрах типаж "невинность" давно уже оборачивается чем-то совершенно неприличным. Слегка выбивается из общего тона лишь Роман Каноник (Рупрехт), щеголяющий на гастролях в Петербурге знанием русского языка: вставки русских слов в немецкий текст вызывают как раз эстрадный эффект. Но и это получается в русле и умеренно. Клаус Мария Брандауэр (судья Адам) слегка рисуется, как свойственно кинозвезде, но это вполне соответствует роли: судья воспринимает себя первым парнем на деревне. Проводит же роль тонко и интересно: начинает полустраческим кряхтением, заканчивает молодеческим прыжком в окно. Во время судебного процесса ведет себя местами слегка подобострастно (на процессе присутствует чиновник, от которого зависит его будущее), местами наивно (он привык, что его уловки срабатывают на деревенской публике), иногда ернически (поняв к концу, что отвертеться вряд ли удастся).
Режиссуры в спектакле почти не видно, и это высший режиссерский класс. Движение по сцене, диалоги персонажей решены так, что наше внимание не ослабевает на протяжении двух часов. Психологические нюансы, спады и повышения напряжения - все придумано режиссером и все скрыто плотной тканью спектакля. Расширение сцены в финале и общий пробег по кругу (использованы особенности конструкции сцены Берлинского ансамбля)ставит светлую и чистую точку, соответствующую как драматургии, так и общей структуре спектакля.
К сожалению, такого уровня драматические спектакли мы уже лет двадцать видим только тогда, когда в Петербурге гастролируют известные европейские коллективы. Все наши великие театры, включая Александринку и БДТ, давно разменяли свои традиции на звон мелкой монеты.
Роман Каноник,
Геннадий Богачев,
Берлинский ансамбль,
Петер Штайн,
Генрих фон Клейст,
Разбитый кувшин,
Брандауэр,
петер штайн,
европейская театральная премия,
Катарина Зюсевинд,
Тина Энгель