"Город Эн" Леонида Добычина

Dec 30, 2021 21:00


29 декабря

МДТ. Камерная сцена

Важная премьера уходящего года - очаровательный спектакль Бориса Павловича «Город Эн» по единственному роману Леонида Добычина. Роман о дореволюционном детстве и взрослении, завершенный в 1934 году, очень напоминает эмигрантскую прозу. Напечатай автор такой роман в Париже -  критика назвала бы его продолжателем дела «Жизни Арсеньева». Таких более или менее талантливых «возвращений корнета» (заглавие яркой повести Евгения Гагарина, покинувшего Советскую Россию в 1933 году) в литературе эмиграции достаточно. Напечатай он его в первой половине 1920-х годов - у автора была возможность прожить литературную жизнь, отчасти напоминающую жизнь М.А. Булгакова. Но в середине 1930-х годов, в разгар соцреализма, у автора не было никаких шансов. Удивительно, что книгу вообще напечатали.

В скобках отметим, что, в отличие от Гагарина, Леонид Добычин не имел никаких шансов прочитать великий роман Бунина (даже Куприн, возвращаясь в СССР, оставил автору подаренный ему экземпляр). Его мемуарная проза о детстве сугубо личная. И особенно трогает нас тем же, чем и проза эмиграции, - это ностальгическое пере-проживание той нормальной жизни на фоне ненормальной этой, текущей за окном. А также четким представлением о том, что ждало мальчиков и девочек 1890-х и 1900-х годов рождения в недалеком будущем.



Перед началом: артисты беседуют с группами зрителей



Борису Павловичу удалось полностью передать эту ностальгическую нежность: нас встречает старая гостиная с антикварной мебелью, в которой зрители рассаживаются рядом с артистами, а последние рассказывают до начала спектакля каждый о своем Добычине, очень лично, совсем не литературоведчески. Сергей Власов, Ирина Тычинина, Надежда Некрасова, Уршула Малка, Артур Козин, Евгений Шолков, Иван Чепура по очереди (от имени мальчика) читают текст романа , эпизодически оказываясь разными персонажами из его детства. Комфортность и уют прежнего мира передаются за счет близкого контакта с артистами, играющими рядом, иногда на соседнем стуле - а примерно в середине спектакля артисты разнесут по столикам и диванам чай с баранками. Ближе к концу общее пространство гостиной перегородят театральным занавесом - для любительского спектакля. По разные стороны занавеса начинают играться разные спектакли - в распадающемся от взросления мире появляются разные точки зрения на происходящее. Антикварную мебель с обеих половинок зала-сцены выносят, посреди освободившегося пространства остаются только чемоданы. С этими чемоданами артисты покидают сцену - это и эвакуация времен Мировой войны, и бегство из городов в годы революции и Гражданской войны,  и вообще неустроенность «бывших» длиной во всю их жизнь и советскую эпоху.





Ничего не осталось из декораций, кроме абажура вдали - очень по-булгаковски

Последние реплики спектакля касаются легенды о том, что Добычин не покончил с собой (как предполагают, ибо точных сведений нет), а выжил - и по-прежнему живет среди нас. То ли в Двинске-Даугавпилсе, то ли в нынешнем Ленинграде-Петербурге,  то ли в своем вымышленном городе Эн из постоянно читаемых «Мертвых душ».  Очень приятный, очень добрый, очень атмосферный спектакль с подлинным чувством истории. Не удивительно, что на него почти невозможно купить билеты.

Надежда Некрасова, Уршула Малка, Сергей Власов, Артур Козин, Ирина Тычинина, Евгений Шолков, Борис Павлович, Иван Чепура

Previous post Next post
Up