22 декабря
Большой зал филармонии
Фестиваль «Площадь искусств»
Этот концерт, безусловно, запомнится как один из самых выдающихся в новейшей истории филармонии и главного филармонического оркестра. Знаменитый израильский дирижер Элиаху Инбал (всю жизнь работающий, в основном, в Европе), живой классик, встал за пульт Заслуженного коллектива в рамках политического проекта: концерт был приурочен к 30-летию возобновления дипломатических отношений между Россией и Израилем. Уже в первом отделении, когда оркестр исполнял 3-й концерт Бетховена (солировал Рудольф Бухбиндер), поразил звук оркестра, напоминающий лучшие немецкие традиции.
Рудольф Бухбиндер играл хорошо. Кто-то в 75 уже заканчивает карьеру, но этот пианист поражает творческим долголетием. Финал 17-й сонаты, исполненный на бис, на мой взгляд, лучше получился у него на сольном концерте
в Москве в 2018 году.
Во втором же отделении была представлена первая симфония Малера. И тут Заслуженный коллектив республики от начала до конца звучал поразительно: звук очень собранный, как у Берлинского или Венского, но при этом прозрачный, как должно быть у великих русских оркестров. Какую группу инструментов не возьми, сплошной восторг: невероятны медные духовые, поразительны деревянные духовые, все струнные - шедевр. Что на пиано, что на форте, что на фортиссимо. Слышен каждый нюанс, все тщательнейшим образом выверено, просчитано и отрепетировано. Для меня давно очевидно, что ЗКР, несколько просевший в девяностые, в последние десять лет держит высокую планку лучшего оркестра России. Но вчера он достиг каких-то новых высот: как самые великие оркестры мира, он смог пойти за дирижером и перенять на один концерт его немецкую манеру исполнения.
Хорошо бы дирекции филармонии развить этот успех: пригласить Элиаху Инбала сыграть с нашим оркестром всего Малера. Или Шостаковича, как он когда-то играл с Венским филармоническим.