19 декабря
Мариинский театр
Фото Александра Неффа © Мариинский театр
После двух пандемийных переносов Ольга Смирнова все-таки исполнила в Мариинском театре партию Жизели. Эта роль у нее много интереснее, чем совершенно блеклая
Одетта-Одиллия, станцованная в Мариинке в 2014 году, или
поверхностная Никия, представленная нам в 2017-м, - тут каждое движение продумано и логично. Однако продуманность эта из серии модных «удиви» - вроде плюшевой Одетты Екатерины Кондауровой, но развернутой на 180 градусов.
Фото Александра Неффа © Мариинский театр
В первом акте Ольга Смирнова танцует жертву, мазохистично глядя на Альберта с молчаливым вопросом: «Когда вы меня убьете?». Хороша, пожалуй, сцена сумасшествия с заламываемыми над головой руками - но это сумасшествие страшное, не элегично-балетное, а слишком натуральное. Во втором же акте Смирнова танцует демона. У нее не просто «злые руки», как говорили когда-то про Терехову, - у нее руки стервозные: злее, чем у Мирты. Стремительность движений и взвинченный до предела темп превращает ее в фурию (нечто похожее мы уже видели
в Тенях), это совершенно разрушает любовный дуэт и весь замысел Петипа. Этот костлявый танец страшен своей мертвенностью, это не нежная Жизель, а великий мертвец Гоголя (великий предок Проппа), который зачем-то вышел на балетную сцену. Еще немного - и можно будет говорить об антибалете как явлении.
Но благодаря присутствию Ольги Смирновой спектакль превратился в парадный самого высокого уровня. Владимир Шкляров танцевал гениально - от широченных прыжков с зависанием в первом акте (где он откровенно перетанцовывал Смирнову) до высоченных антраша (с руками по швам, без всякой помощи рук) в конце второго акта. Лирический образ, созданный Владимиром Шкляровым, был просто эталонным. Из многочисленных спектаклей нашего премьера, которые мне довелось видеть, это был самый лучший спектакль.
Фото Александра Неффа © Мариинский театр
Роль Ганса, как обычно, великолепно исполнил Игорь Колб. Лесничий у него не уступает благородством графу, предан возлюбленной до самого конца и как-то особенно одухотворен. Вилисы были хороши. И даже крестьянское па-де-де в исполнении Александры Хитеевой и Марко Юуселы (не без нервности и ошибок) смотрелось свежо.
Фото Александра Неффа © Мариинский театр
Не подкачал в этот раз даже Борис Грузин, стоявший за пультом, что особенно удивило.