18 октября
Городской театр Вильнюса на сцене театра «Балтийский дом»
Фестиваль «Балтийский дом»
Большой зал, в котором заполнена только треть мест (и то за счет студентов, купивших билеты по скидке), на второй акт остается вполовину меньше зрителей, чем было в начале. И это на спектакле Оскараса Коршуноваса. И это на единственном спектакле фестиваля «Балтийский дом», представляющем театр из Прибалтики (а идея балтийской дружбы была изначальной идеей фестиваля). В нынешнем году зритель валом валит на спектакли из Москвы и балтийского Новосибирска - и игнорирует Коршуноваса с его собственным театром. Почему?
То ли потому, что Отелло играет женщина - и идеи Виталия Милонова проникли в стройные ряды театральной интеллигенции? Не смешите меня, люди театра! То ли потому, что спектакль пропитан эротикой - но умудряется оставаться целомудренным? Целомудрия публика не заметила, но обнаженные женщины под целофаном (почти ничего не видно, но очень красиво) - это, конечно, фу! Вам бы, господа петербургские режиссеры, научиться вот так ставить про любовь: чтобы откровенно и целомудренно одновременно. То ли потому (за моей спиной группа пенсионерок громко возмущалась, но из зала почему-то не выходила), что даже финальные убийства даны с приколом - и все убитые тут же оживают и встают? Наша театральная публика с трудом понимает приколы, если ей не сказали, что это прикол, - но тут сказали, прямо со сцены, и не раз. Даже сетевые критики, не говоря об официальных - которые зависят от установок редакций, уже отметились в размазывании спектакля по сцене. Так в чем же дело?
А дело, кажется, в том, что наша публика окончательно утратила способность ощущать карнавал. Потеряла то самое философское мироощущение карнавала, о котором чуть меньше века назад написал М.М. Бахтин, а в советской культуре по-разному воплощали лидеры оттепельного искусства Аксенов, Данелия и даже немного Володин. Нужно понять, что перед нами карнавальный спектакль - от начала до конца - и тогда все встает на свои места. И Отелло, которого играет женщина, потому что все полагают, что Дездемона опозорилась, выйдя замуж за негра - так вот вам политкорректность в квадрате. И громадные катушки от ниток, которые превращаются то в портовые швартовы, то в колеса судьбы (а по приколу офицер называет их конструктором «Лего» - обнажая карнавальную сущность декораций). И откровения полового «низа», которые обязательны в карнавале и имеют почти религиозное значение (ханжи - перечитайте Бахтина! или хотя бы Шекспира). И венецианские маски на многих персонажах (Отелло-женщина - такая же венецианская маска), включая непонятную женщину-судьбу, которая так до конца и не снимет с лица маску.
Похоже, десятилетие упертой серьезности во всех сферах жизни не проходит для страны даром. Особенно для ее так называемой «творческой элиты» - значительно более точно охарактеризованной товарищем Лениным. Как писал Пастернак, никто не понял ничего. Или, как в более соотвествующей сегодняшнему дню ситуации воскликнул достоевед и публицист Юрий Карякин, - Петербург, ты одурел? Спектакль, наверное, не шедевральный, но необычный и исключительно талантливый. Но Петербург, какой только дрянью не увлекавшийся, его принципиально не смотрит. Не смотрел, но осуждаю. К черту, в игнор - уж больно по-ненашему поставлено.