Константин Райкин. Вечер с Достоевским

Mar 02, 2011 23:08

1 марта
Александринский театр

В целом, спектакль оставил хорошее впечатление. Намного более сильное, чем обычные спектакли Фокина. Вероятно, по той простой причине, что в Александринском театре нет ни одного артиста, сопоставимого по уровню профессионализма с Константином Райкиным. Причем тут можно любить Райкина-младшего или не любить (я вот не люблю), утверждение все равно верно. Дело в том, что в Александринке (кроме двух-трех пенсионеров, оставшихся еще от Вивьена или прибившихся после) нет ни одного артиста, а есть те, кто себя артистами называет. Начиная с любимого Фокиным псевдонародного артиста Паршина.
Успех "Вечера с Достоевским" стоит, на мой взгляд, на трех китах: 1) на раскрученности Райкина-младшего (что он нам ни сыграй и как ни сыграй - вот король Лир у него, например, просто придурок; эдакий Труффальдино в мантии - все равно будет многократное "браво!"); 2) на гениальности Достоевского и сценичности любого его слова; 3) на большом таланте Константина Райкина. Все эти три момента нашли отражение в гламурном заглавии, придуманном Фокиным. Название "Записки из подполья" в заглавие не вошло. А на фига? Все равно нынешний широкий зритель не знает, что это такое.
Текст "Записок из подполья" (с купюрами, разумеется) выдержан весьма точно. Первая часть - с философской психологией и полемикой Достоевского с социализмом и Чернышевским - пришлось оживить несколькими трюками: музычкой, псевдорэпом, кривлянием, на которое Райкин мастер, и элементами танца (отдадим артисту должное: несмотря на возраст, танцует он очень хорошо). Можно сказать, что декламация философских сентенций - штука скучная, оживлять надо хочешь - не хочешь. С другой стороны, могу заметить, что хулиганский текст Достоевского настолько интересен сам по себе, что, если его акцентировать должным образом и иначе нарезать, то захватит он без музыки, танцев и дешевых трюков с реквизитом, с которых начинается спектакль. И наконец, вспомним (удачного, в целом) фокинского "Двойника", в котором сюжет динамичен и захватывающ. Но и тут великий московский режиссер не может обойтись без трюков. Полагаю, дело тут не в оживлении скучного текста. Дело в том, что для Фокина - театр и есть дешевый трюк. Вот и накладывает он трюки на Достоевского, объявляя спектакль своим: "Спектакль Валерия Фокина". Мейерхольд, блин, нашелся.
Вторая часть ("По поводу мокрого снега") оказалась много удачнее. Райкин перестал кривляться и сосредоточился на актерской игре, что у него вполне получилось. Правда, реплики за девушку он подавал тем же голосом и той же интонацией. Но это искупало аскетически-удачное офорлмение спектакля. Удачно, что девушку не вывели на сцену. Удачно, что из девушки сделали тень, движущуюся по стене в зависимости от душевных порывов. Удачно, что рука Райкина ближе к финалу превратилась в объятии в руку девушки. Если это идеи Фокина, то Фокин не совсем потерян для театра. Сдается мне почему-то, что идея не его.
В целом, получилось хорошо.
Но не могу теперь жирно не мазнуть дегтем. Показательно, что свой юбилей великий режиссер Валерий Фокин отметил не спектаклем Александринского театра, который он возглавляет уже довольно давно, а спектаклем театра "Сатирикон". Не нашлось достойного спектакля в Александринке. И это - приговор работе Фокина в Петербурге.

Вечер с Достоевским, Достоевский, Константин Райкин, Валерий Фокин, Паршин

Previous post Next post
Up