24 сентября
Обсуждать всерьез то убожество, которое показал нам «режиссер-интеллектуал»Дмитрий Волкострелов, совершенно невозможно. Замахнувшись на осмысление важнейших для (современной) культуры категорий, Волкострелов показал полное отсутствие мысли. Что особенно впечатлило на фоне невероятных «понтов», прозвучавших во вступительной речи режиссера: они, оказывается, сделали пять вариантов спектакля, поскольку восприятие классики у каждого артиста индивидуально. Разобраться в спектакле трудно, поэтому разрабатывается «гид» по русской классике, который будет вкладываться в программку.
Да в чем тут, прости господи, разбираться? Сквозящая изо всех углов банальность, переходящая в идиотизм неофита, впервые прикоснувшегося к истории русской литературы.
Первая половина спектакля показывает нам молодых людей, зашедших в (литературный) музей. Они молча движутся по сцене, начинают работать с вещами (в духе отчетного студенческого спектакля 1 курса) и примерять на себя одежду, обнаруженную в шкафу. Во второй половине спектакля артисты садятся за большой стол и играют в лото. Все. Я досидел до конца только из интереса, чем закончит режиссер это выедание зрительского мозга. Окончание и побило рекорд банальности: со словами «У меня партия» артисты по очереди ушли со сцены.
К этому есть небольшие бонусы. По ходу всего представления на левую сторону задника проецируются годы: с 1799 по 1904 (т.е. рождение Пушкина - смерть Чехова). Однако никакого отношения к происходящему на сцене это не имеет. Первую половину спектакля голоса артистов за кадром читают небольшие отрывки из произведений (в нашем «варианте» - из «Опасного соседа» В.Л. Пушкина и «Черной курицы» Погорельского; по-видимому, этот причудливый набор текстов и есть вся русская классика, которая запала в душу артистке, чей «вариант» мы смотрели на премьере), а также краткое содержание «Капитанской дочки». Молодые артисты демонстрируют свойственное студентам театральных вузов бескультурье - постоянно ошибаются в ударениях, паузах и интонациях. Особенно милы неправильные ударения в фамилиях Швабрин и Гринев - видно, уже в средней школе артисту не повезло с «русской классикой». Когда же в начале спектакля артистка пытается произнести фразу от себя - обозначить временной промежуток 1799-1904, она сразу ошибается в склонении числительных. Не мудрено.
Хочется посоветовать режиссеру Волкострелову до того, как начинать работу с русской классикой, нанять своим артистам репетитора по русскому языку.
Еще один бонус: чтобы мы не совсем умерли от скуки, во время игры в лото артисты не только называют номера бочонков, но и произносят отдельные слова из державинской «Реки времен» (к концу спектакля первая строфа сложится в пазл на заднике). А также типа интервьюируют классиков разными идиотскими вопросами, ответы на которые берутся из произведений этих самых классиков, открывающихся на случайной странице. Получается не менее идиотично. Уже в старшей школе никто бы над этим не смеялся.
Премьерная публика реагировала на это, с позволения сказать, шоу исключительно дружелюбно. Вышло из зала в первые полчаса лишь человек десять. Остальные обреченно сидели до финала - то ли жалели потраченных денег, то ли полагали, что не может же театральный спектакль быть полным на...вом. Некоторые, как водится у нас, ободряли артистов хмыканьем - там, где типа намечалась шутка. Лишь один раз во время лото кто-то не слишком громко произнес что-то вроде: ну сколько нам еще слушать ваши глупости?
Лучше этой фразы критики не придумаешь.