11 марта
Мариинский театр
Фестиваль открывается вечером хореографии Ратманского - безусловно, крупнейшего российского хореографа современности. И хотя в программе нет ни одной премьеры (она случится ближе к концу фестиваля; причем это будет только один одноактный балет, два других балета повторят из программы открытия), вечер подготовили серьезно.
Балет «Лунный Пьеро», поставленный Ратманским в 2009 году для Дианы Вишневой, проработали с другим составом исполнителей. Бывшую партию Вишневой танцевала Рената Шакирова - и хотя она очень старалась, партия ей не совсем удалась. У Ренаты получилась игривая девушка, флиртующая с тремя молодыми людьми. И не получилось гениальной стилизации блоковской культуры, которую тонко чувствовала Диана: не чувство, а тень чувства; не Пьеро, а его лунное отражение; не всамделишность, а символистская остраненность.
Второе отделение представляло из себя нечто вроде дивертисмента. Надежда Батоева и Андрей Ермаков исполнили два дуэта из бального акта «Золушки». У меня, как и на последнем просмотре всего балета, сложилось мнение о том, что балет сильно переоценен и - по иронии составителей программы - самые слабые сцены именно любовные, между Золушкой и Принцем. Затем Алина Сомова исполнила Царь-девицу из «Конька-Горбунка» - роль, которая принесла ей широкую известность. Ивана исполнил Алексей Тимофеев. Вариации в этом дуэте специфически пародируют классический танец, совмещая его с элементами танца народного и совсем немного современного. Дуэт ударный, он и в этот раз вышел ярко. Интереснее всего был дуэт из балета «Утраченные иллюзии» (никогда не шедшего в Мариинском театре) в исполнении Дианы Вишневой (которой явно не хватало что в Пьеро, что в Золушке) и московского премьера Владислава Лантратова. Хореография, отдающая «Дамой с камелиями», блестяще получилась у этих двух больших артистов. Не зря почти все телевизионщики (кроме журналистов новостных) досидели в зале до конца второго отделения.
Для третьего отделения существенно обновили и заново на совесть отрепетировали небольшой, но яркий балет «Concerto DSCH» (поставлен в Мариинском в 2013 году). Благодаря мощной энергетике Кима, которая зарядила и Филиппа Степина, в быстрой части и (совершенно неожиданно для меня) идеальной точности движений и глубокой музыкальности Екатерины Кондауровой в медленной части, этот маленький трехчастный спектакль вышел стремительно-блестящим. Публика дух не успевала перевести - и неистовствовала по окончании.
Очень яркое открытие фестиваля. Будем надеяться, что и дальше будет столь же ярко - а то в прошлом году фестиваль преследовала неудача за неудачей (большей частью отмены приглашенных солистов). Глядя на карту распространения коронавируса, боюсь, что и в этом году всякое может случиться.