12 февраля, утро
Большой театр
Сюита в белом, С.Лифарь
Арлезианка, Р.Пети
Болеро, М.Бежар
Гастроли в Москве, в первую очередь, демонстрируют, что та Парижская опера, которая очаровала меня десять лет назад, медленно погружается в Лету. Больших танцовщиков становится меньше (уже несколько лет нет на сцене Манюэля Легри - которого, кстати, в последние два года перед пенсией лучше уже было не смотреть), танцовщиков среднего уровня тоже, основу Парижского балета теперь составляет та серая масса, которая заполняет и наши лучшие балетные сцены.
Из двух составов исполнителей, привезенных в Москву, один был приемлемый, другой из рук вон. На прельжокажовский "Парк" я в Москве даже не остался, ибо танцовщиков там нет, а без танцовщиков смотреть этот балет нечего.
"Сюита в белом" Лифаря - это такой парижский "гроб с музыкой" (как написали в одной московской газете о мариинском "Бахфонтане"). Как-то очено тяжело все и замученно. Танцовщики под стать. В центре балета Мириам Улд-Брахам - такая парижская Юлия Махалина - которая одинаково плохо танцует абсолютно все . Где Аньес Летестю, которая должна танцевать это здорово? Не знаем. Матье Ганьо (на которого мы в Питере уже не ходим, ибо он очень похож на мариинских танцовщиков) напоминает молодого Андриана Фадеева. Т.е. что-то есть, но, как правило, это что-то демонстрируется не к месту и не так. Даже появление Жозе Мартинеза в конце балета не спасло общего впечатления. Впрочем, во время "Сюиты" я очень неудачно свешивался с яруса, видел примерно полсцены, так что мое впечатление может быть сильно предвзятым.
Парижский кордебалет, когда-то потрясший меня в "Этюдах" отточенной слаженностью действий и высокой техникой, тоже, вроде бы, не совсем тот. Но это можно, наверное, посчитать гастрольным вариантом. Это наши на гастролях танцуют лучше, чем обычно. Парижане-то знают, что главная их публика - в Париже.
"Арлезианка" понравилась. Особенно после того, что недавно продемонстрировал нам Ваня Васильев в Михайловском театре (
http://evg-ponomarev.livejournal.com/#item15705). Трагическая ирония, всегда свойственная Пети, здесь погружена в крестьянскую тему. Некоторые московские издания, рекламировавшие балеты, писали об изысканной хореографии Лифаря. На мой взгляд, эпитет "изысканная" совершенно не подходит Лифарю и целиком подходит Пети. Потрясающа простота крестьянских танцев со стилизованным вывертыванием ног, выстраиванием линий и замечательно выполненным хороводом, когда юноши поднимают девушек вверх, а девушки берутся за руки - и так и кружатся. Кроме того, это балет тонкого (и точного) жеста. Причем жест требуется как от солистов, так и от кордебалета. В самом начале корда просто подает друг другу руки, и этот жест прерващается в плавную волну. Здесь становится понятно, почему у Ивана вообще ничего не получилось. Какая уж у него тонкость жеста. Элеонора Аббаньято (танцевавшая и тогда с Иваном) в этот раз была очень хороша. Руки у нее что надо, легкий прыжок, все та же изысканность. Московская публика ее почти не отметила, но это в духе московской публики. Ей 32 фуэте подавай. Аббаньято - балерина рук, актриса, типа Жени Образцовой, только техничнее. Понравился и впервые виденный мной Алесио Карбон - и в плане актерской игры, и в плане техники. Прыжок, конечно, не васильевский, зато все органично, все на месте и все супер в музыку.
"Болеро" с Николя ле Ришем - достойное завершение программы. Наверное, ле Риш на сегодня самый яркий танцовщик Парижской оперы. В классическом танце, сколько его видел, он никогда без помарок не может, но вот энергии в нем на десятерых. И в модерновой хореографии равных ему нет. Отточенность движений и бешеная энергия. Несколько знакомых московских балетоманов пришли вчера в театр только на ле Риша. Женское болеро (второй состав) по общему мнению никуда не годится. Еще бы, я и не сомневался. Чего можно ждать от Жийо. Тем более старым москвичам, видавшим в этой роли Майю Михайловну.
В целом, впечатление осталось хорошее. Но вот ощущение, что балет становится проще и попсовее во всех театрах мира, по-прежнему сильно. Тем более, что гастроли продолжаются. С удовольствим посмотрел бы "Парк" в составе Орели Дюпон (почему ее не привезли в Москву? Едва ли не лучшая на сегодня балерина Парижской оперы) - Николя ле Риш. А покажут-то попсу.