Dec 29, 2010 15:33
23 декабря
Большой зал филармонии
Фестиваль "Площадь искусств"
На Гидона Кремера всегда приятно смотреть: обаятельный, улыбающийся, с характерной мимикой, демонстрирующей переживание музыки. "Кремерата", как всегда, - отлаженный аккомпаниатор, без маэстро скучный, с маэстро достигающий высот.
Новым словом была программа первого отделения. Сборник аранжировок и оммажей, посвященных Баху и Гленну Гульду. Идея, с одной стороны, интересная. С другой, не до конца удавшаяся: "инструментовка" Баха в ряде случаев сильно проигрывала оригиналу. Может, стоило поставить композиторам более четкую задачу и ограничиться оммажами? Самым интересным оказался именно оммаж - созданный Канчели. Одной из самых банальных - инструментовка Десятникова (писалась для красовавшейся в центре скрипки). Инструментовки Вустина, Вайна и Полевой заинтересовали. Но чем ближе к концу, тем становилось неинтереснее. Финал, созданный Кисиным, брал уже только трюком - вместо стоявшего на сцене рояля звучал CD: видимо, Кисин никому не доверяет исполнять свое выдающееся творение.
Получилось что-то вроде дискотечки имени Баха, на которой Кремер выступил диск-жокеем. Такое вот приближение Баха к современности.
Второе отделение было, в принципе, типичным для нынешнего Кремера. Играли вещи с последнего диска, чередуя прибалтийских композиторов с Пьяццоллой. Удивило лишь то, что прибалтийские сочинения в этот раз вышли исключительно красивенькие (даже Пярт!) - то ли в связи с рождественской традицией играть легкую музыку, то ли в силу нынешнего вкуса маэстро. С Бахом получились две большие разницы. Да и в целом: пафос обращения Кремера, напечатанного в программке, отрицающего коммерческий мир, мир звезд и масскульта, как-то совсем не вязался с гламурной тусой, которую представлял из себя филармонический зал. С одной стороны, много мальчиков и девочек неопределенного возраста, никогда не появляющиеся на классической музыке. С другой, сам Леонид Десятников, пришедший насладиться звучанием собственного опуса.
Но, несмотря на все это, сам Гидон Кремер остается выдающимся музыкантом, способным, кажется, играть что угодно с одинаковой вирутозностью. Аркадий Райкин читал со сцены много всякой дряни, по получалось потрясающе. Вот так же, мне кажется, играет Кремер.
Жаль лишь тех времен (примерно двадцатилетней давности), когда еще не было никакой Кремераты, а молодой еще Кремер выходил играть то концерт Чайковского, то концерт Сибелиуса. Могу понять, что это ему давно наскучило. Но хоть иногда?
Пьяцолла,
Полева,
Вустин,
Кремерата Балтика,
Гидон Кремер,
Вайн,
Площадь искусств,
Бах,
Кисин,
Десятников