Трилогия Т.Терзопулоса. "Аларм"

Sep 18, 2019 22:43


17 сентября

Театр «Аттис» (Афины) на Новой сцене Александринского театра

Театральная олимпиада

Создатель Театральной олимпиады, живой классик из Греции, хорошо знакомый петербургской публике, ибо поставил в Александринке три ярких спектакля (особенно блестящ был «Эдип», уже ушедший из репертуара), Теодорос Терзопулос привез в Петербург маленькую трилогию. Это что-то вроде «маленьких трагедий» Пушкина, ибо три истории, взятые из разных эпох и разных сфер бытия, объединены какой-то энергетической идеей, которую еще поискать.



Первый спектакль под названием «Аларм» представляет публике взаимоотношения королевы Елизаветы I и королевы Марии Стюарт - но совсем не так, как принято рассказывать эту историю. Обе королевы ползут с разных сторон по наклонному черному желобу - будто это могильные черви. Они ругают друг друга последними словами на разных языках (впрочем, исторический колорит сохранен: в речи Елизаветы преобладает английский, в речи Марии - французский; Елизавета не упускает случай упрекнуть визави в плохом знании языка собственных шотландских подданных), как бы вспоминая за гробом, кто более виновен и кто больше крови пролил. Рассказчик, выступающий в роли античного хора, тоже медленно ползет по авансцене, ноги его кажутся опутанными ветвями и корнями, он словно только что вылез из могилы. Рассказчик (Тасос Димас - очень яркий артист) комментирует речи королев стихами греческого поэта Танасиса Алевриса, наиболее частотное слово комментария - «путаны»; характеристики, которыми награждает обеих великих дам рассказчик, - это мерзость речи и мерзость мысли, переходящие в символику земли и перегноя, связанную с погребальными обрядами и хтоническими культами.

Весь спектакль, как принято у Терзопулоса, построен на реконструированной античной декламации, когда говорят на выдохе, а основа реплик - повторяющиеся слова или краткие фразы, получающие за счет повторов символическое значение. При этом декламация местами превращается в перебранку или выкрикивание бессмысленных лозунгов, вроде «Славьте Макрона» у Марии Стюарт или «Знаешь ли ты, дорогая, Бориса Джонсона?» у Елизаветы. Изначальный пафос размывается, зал громко улыбается, но ненадолго. Потому что все очень серьезно, несмотря на предельную условность детской игры. Интересно и ругательство «Змея!», которое каждая из королев бросает другой. Поскольку обе они ползают в черной земле, а одна из них ближе к концу в кровавом свете как бы проглотит вторую, оно превращается почти в реализацию метафоры.

Теодорос Терзопуслос, вышедший на поклоны вместе с артистами, давно пришел к тому, чего так желали русские символисты и реформаторы русского театра эпохи модернизма - возрождению античного театра на современном материале. Не потому ли так любит режиссера Петербург?

Театральная олимпиада, Терзопулос, Александринский, Тасос Димас

Previous post Next post
Up