31 марта
Новая сцена Мариинского театра
После нескольких катастрофических отмен на этом фестивале гала-концерт даже удивил своей стабильностью: все, кто был в афише, были и на сцене.
Началось все «Кармен-сюитой» в исполнении Екатерины Кондауровой. Единственное, что мне понравилось в этом балете, был эффектный выход рыжеволосой Кондауровой с красным цветком в волосах. Дальше смотреть стало просто невыносимо. Если бы не кресел десять до прохода, вышел бы из зала. Екатерина старается танцевать ярко, вообще очевидно старается, но совершенно не понимает хореографического текста, который исполняет. Из аллегорической притчи, совмещающей классический танец с традициями фламенко, она делает драмбалет. Поэтому часто кажется, что она не успевает в музыку. Поэтому кажется, что на сцене цифрит экран - так все поразительно медленно и не в тему. Кроме того, балерина совершенно лишена харизмы, поэтому на сцене, как говорят актеры, - стойкая температура 36, 6. Все прочие танцовщики не могут спасти балет, если вместо Кармен эффектная рыжеволосая пустота. А мы еще когда-то говорили, что в «Кармен-сюите» Вишневой не хватает энергии, а Лопаткина - ни разу не Плисецкая. Вот мы были дурни! Мы Кондаурову не видели.
Вторым отделением пошел огромный дивертисмент. Начался он с двух опусов мариинских хореографов, воспитанных в собственном коллективе. В этот раз Илья Живой (A Flashback - или Cashback, как говорят местные остряки, на музыку Арво Пярта; вот тут по-настоящему блеснула Кондаурова, этот балет ей объяснили) был куда интереснее Дмитрия Пимонова (Divertimento на музыку Леонарда Бернстайна). А бывает наоборот - Дмитрий Пимонов оказывается интереснее Ильи Живого. Благо оба они готовы ставить балеты, не останавливаясь. Но вот когда после этих двоих идут работы Ханса ван Манена и Уильяма Форсайта, Мариинский театр смотрится каким-то Саратовским Домом культуры имени Леонида Ильича. Все-таки нужно помнить о великих традициях Мариинского балета и быть, что ли, разборчивее. А то ведь в яму падать быстро, а взбираться обратно на вершину мирового балета ой как долго. Экономия денег на больших хореографах - не лучший способ развития искусства.
Из гостей очень понравился Уго Маршан из Парижской оперы с великолепными руками и потрясающей пластикой - в интереснейшей хореографии Форсайта. Остальные: Игоне де Йонг, Даниэль Камарго (Национальный балет Нидерландов) и Ханна ОНил - партнерша Маршана - танцевали на хорошем европейском уровне, но без блеска.
Два классических па-де-де (Чайковского в хореографии Баланчина: Алина Сомова и Кимин Ким; и Обера в хореографии Виктора Гзовского: Виктория Терешкина и Якопо Тисси из Большого театра) окончательно подняли настроение, основательно упавшее в начале вечера. Тисси, правда, танцевал много хуже, чем в декабре в партии Солора, - в прыжке был похож на Ксандера Париша. И с Терешкиной, которая столько раз танцевала это Гран па классик, что могла бы, наверное, исполнять его, одновременно разговаривая по мобильному телефону, недорепетировал: поначалу испортил Виктории демонстрацию апломба. Но в вариации она все равно великолепна.
Перед началом третьей части - балета «Маргарита и Арман» с Лорен Катбертсон, все-таки принявшей участие в фестивале («Спящую» в пятницу она отменила) - зал опустел почти на половину. Дивертисмент завершился примерно в десять, и многие решили, что лучше уже не будет. И напрасно. Потому что впервые на сцене Мариинского театра (а это уже 29 спектакль!) был показан аутентичный и по-настоящему яркий пример исполнения главной роли. Поразительно, но ни Лопаткина, ни Вишнева так и не смогли попасть в эту хореографию. А Лорен Катбертсон танцует органично, артистично и умно. Мне очень понравилось.
Ну что ж. Фестиваль комом, но гала на две трети получился.