30 декабря
Мариинский театр
Страшный ажиотаж вокруг этого спектакля, заранее раскупленные билеты (весьма дорогие, от 4 с половиной до 10 тысяч - других не было) и огромные ожидания легко объяснимы. Во-первых, Ольге Моисеевой - живой легенде Мариинского театра, знаменитой танцовщице и выдающемуся педагогу, 90 лет. Во-вторых, ученица Моисеевой Светлана Захарова - едва ли не самая знаменитая прима сегодняшнего мирового балета - давно не танцевала на своей первой, можно сказать, родной сцене. В-третьих, состав исполнителей был подобран самым интересным образом - большей частью из учениц Моисеевой. Партию Гамзатти (совершенно не свою по амплуа) исполняла Олеся Новикова - получился интересный эксперимент. Солором же (Светлана Захарова сама выбирает партнеров) сначала планировался Денис Родькин, затем долго значилось «будет объявлено позднее», и наконец был заявлен итальянец Якопо Тисси - одно из последних приобретений Большого театра. Посмотреть нового для российских балетоманов танцовщика в одной из самых сложных партий классического репертуара (Тисси стал танцевать Солора только в 2018 году) не менее интересно.
Особенность этого спектакля - наверное, лучшего балета Мариинки в уходящем 2018 году - ощущалась сразу. Все мимические и вторые роли исполняли большие танцовщики (Владимир Пономарев - Великий брамин; Ислом Баймурадов - Толорагва, спутник Солора; Константин Зверев - раб; Елена Баженова - невольница Айя), вторые солисты старались соответствовать первым (получалось не всегда синхронно, но большей частью красиво), кордебалет старался на совесть и даже Борис Грузин за дирижерским пультом на удивление прилично свел оркестр.
Все трое исполнителей главных партий - это удается далеко не всегда - работали в едином ансамбле.
Гамзатти у Олеси Новиковой совершенно необычна - нежная и изысканная аристократка (несколько картинных жестов просто восхитительны), даже злоба к Никии проявляется вежливо и сдержанно и только грубо отставленная в сторону нога в финале дуэта вдруг делает из аристократки хабалку с коммунальной кухни. В гран-па Олеся добавляет к изящности великолепную технику - безусловно перетанцевав с этой точки зрения Светлану Захарову.
Якопо Тисси высоченный, длинноногий, длиннорукий, с огромным шагом и хорошим прыжком, великолепно носящий любую балерину - идеальный партнер и танцовщик огромных возможностей. Он очень молод, в труппе Большого совсем недавно и, будем надеяться, сильно прибавит. Пока местами он портит линии, упрощает вариации и романтичен по-школьному, но это вполне понятно после Венского балета и театра Ла Скала. Если Тисси долго останется в России, из него вырастет большая звезда.
Светлана Захарова, главная интрига вечера, несколько разочаровала излишней звездностью. Например, уже в первой сцене практически не баловала нас линиями на полупальцах, сходя с них при первой же возможности. Впрочем, Захарова целиком в образе, ее опытность помогает красиво скрывать все то, чего она не делает. Лучше всего у нее Танец со змеей, хуже всего «Тени», в которых довольно много - несмотря на специально накрученный темп, чтоб без мелочей и нюансов - не получилось. Здесь это уже не леность, а проблемы с техникой. Забавно, как Светлана долго раскланивалась после практически провальной вариации - большим балеринам все же стыдно выдавать желаемое за действительное. Давно не видев главную российскую приму, скажу, что техника, похоже, идет на убыль.
На общее впечатление от спектакля это почти не повлияло. Кто пришел в театр только ради Захаровой, возможно, и был расстроен. Но феерическая атмосфера балетного праздника не пострадала. Предновогоднее настроение окрасило юбилей Ольги Моисеевой.
С наступающим, дорогие читатели! До встречи в новом году! Анонс на январь появится в первые январские дни.