Oct 10, 2010 00:59
9 октября
Вильнюсский Малый театр
Фестиваль "Балтийский дом"
И вновь не могу разделить всеобщие восторги. Слишком все это напоминает то, что происходит на сценах ведущих российских театров (не без участия того же Туминаса) и внушает стойкое отвращение к современному российскому театру. Это откровенное кривлянье, заменившее актерскую игру, и откровенное хохмачество, заменившее концепцию спектакля. Все это замешано на очень низком культурном уровне как артистов, так и режиссеров - и, разумеется, на низком культурном уровне потребляющего все это зрителя.
Извините, но никак не могу понять, зачем спектакль начинается "Щучьим велением". Это уже не остранение, это не имеющая отношения к содержанию спектакля хохма, делающая из "Маскарада" повествование обо всем и ни о чем. Ненужная хохма последовательно развивается: потоплением мертвого тела в той же проруби (напоминающее цитату не из обобщенного петербургского текста, как напишут восторженные критики, ибо нет такого петербургского текста - а, скорее, из фильма "Механическая сюита"), потоплением статуи, появлением аквалангиста в начале второго действия и бессмысленно-хохмаческим, на мой вкус, выносом щуки на сцену в финале. Зачем все это - не только Туминасу, но и современному российскому театру? А чтобы зритель не скучал. Задача в том, чтобы привлечь внимание хоть чем-нибудь, ибо игра артистов, если оставить их на сцене одних, давно не в состоянии не только удерживать, но и притягивать внимание. Проблема в том, что у меня, придирчивого зрителя, все эти вставочки как раз и вызывают скуку.
Артисты не лучше. Арбенин поначалу просто невозможен. В первой сцене со Звездичем он играет фата-выпендрежника. Затем начинает изображать душевные страдания от ревности, навроде Отелло. Но прикол-то в том, что Арбенин вовсе не Отелло-2, иначе бы "Маскарад" давно бы и не ставили, и не читали. До сцены убийства Арбенин должен быть язвителен и резок, радостен и одержим ролью палача. Вот дальше уже можно и муки показать, но не ревности, а сомнения: виновна она или невинна? Литовский артист ведет роль "чисто по жизни", как он это понимает - и получается Арбенин в духе Емели и щуки. Стоит вспомнить, как играл Арбенина Андрей Толубеев (это у нас многих еще на памяти), чтобы закрыть глаза и не смотреть на сцену. А вот Нина, скорее, понравилась. Играть невинность, искренность и преданность у нынешних артисток не очень получается. У нее же, кажется, получилось. По крайней мере, она единственная меня не раздражала.
Впрочем, не посчитайте меня ретроградом и мракобесом. По моему глубокому убеждению, ироническая постановка "Маскарада" напрашивается давно. Юношеская драма Лермонтова местами до смешного наивна. Когда Арбенин декламирует, что прошел все низости человеческие и все круги ада, хочется спросить его: да что он такое прошел? Вот здесь бы и поиронизировать. Упертый дурак это ваш Арбенин. Грушницкий в романтическом шарфе Отелло. Напыщенная заносчивая банальность. Так нет же. Монологи Арбенина и его диалоги с Ниной (сильно урезанные, впрочем) - единственное, над чем Туминас не считает возможным приколоться. А прикалывается над тем, над чем прикалываться не ново, скучно, плоско. Лингвистическая культура спектакля хромает столь же сильно. Спрашивается: говоривший в микрофон переводчик не мог положить перед собой текст Лермонтова, который мы худо-бедно знаем? Где нужно ставить ударения в поэтическом произведении первой половины 19 века, он явно не знает. Чем "барышня" отличается от "барыни" тоже (Арбенин спросил у слуги, дома ли "барышня"). Вообще возникает впечатление, что Лермонтов по-литовски много упрощеннее, чем в оригинале. Тем странее, что в самых разных шутках, затрагивающих темы пошлости света, артисты переходят на русский язык. Не хочу записаться в квасные патриоты, но здесь мои национальные чувства начинают дребезжать.
Если о хорошем, то снег на сцене, рифмующийся с мороженым и прочим, мне понравился. Местами было даже не скучно. Но давление банального и нарочито-шутливого (от которого тошнит, как от давно известных анекдотов) слишком, слишком ощутимо.
балтийский дом,
Туминас,
Маскарад,
Андрей Толубеев