Звездный "Дон Карлос" на фестивале "Звезды белых ночей"

Jun 11, 2017 10:50

10 июня
Новая сцена Мариинского театра
Фестиваль "Звезды белых ночей"

По составу солистов "Дон Карлос" должен был стать парадным. Первое выступление Татьяны Сержан в партии Елизаветы Валуа, Екатерина Семенчук (только что слышал ее в партии Эболи в Лондоне - об этом расскажу чуть позже), Нажмиддин Мавлянов в качестве приглашенного тенора на заглавную роль, Алексей Марков в партии маркиза Позы и Михаил Петренко (который тоже у нас считается звездой) в партии Филиппа. Для полной звездности нужен, конечно бы, Ильдар Абдразаков (в великолепном лондонском "Карлосе" пел именно он), но видно, его личные планы не позволяют.

Получилось, впрочем, неровно. Мавлянов ( певший в прошлом сезоне "Трубадура" на четверочку - весьма прилично в общих сценах и совершенно никак в арии и стретте) в этот раз совершенно не попал в спектакль. Размазанные ноты, верхи все время либо рывком, либо транспонируя вниз, разваливающийся звук, рядом с другими солистами совершенно не слышен. Вот, например, сцена в саду королевы. Эболи и Поза и слышны и спеты. А тенора нет. И так постоянно, включая общие сцены, где Карлос позарез нужен. Дуэты с Елизаветой Валуа завалены вконец - впрочем, мой вкус в этом сезоне испорчен Дон Карлосами Франческо Мели ( потрясающе певшего как раз эти дуэты) и Брайна Химеля (потрясающе певшего все). Никак не могу понять, почему московские снобы вроде г-на Дольчева громко славят Мавлянова. Ведь знают кое-что получше вареной редьки.

Секрет европейской популярности Екатерины Семенчук я, наконец, раскрыл. В Лондоне госпожа Семенчук поет на совесть, в Петербурге - как получится. Сарацинская песня, замечательно выпетая ею в Ковент-Гарден, здесь прозвучала, как на репетиции. К сцене со шкатулкой Семенчук уже распелась, однако и в ней певица позволяет себе неаккуратные подходы к верхним нотам, резкость и крикливость. А вот в Ковент-Гарден - поет профессионально. Единственно, что совпадает в лондонской и петербургской версии этой роли - полное отсутствие актерской игры.

По-настоящему хорош был вчера Алексей Марков. Сильный красивый голос и очень грамотное интонирование - чуть-чуть педантично-онегинское, но для верного друга и пламенного патриота оно вполне подходит. Полная противоположность Симоне Пьяццола, который так раздражал в этой партии в Скала.

Татьяна Сержан поет новую для себя партию. Насколько понимаю, она никогда раньше не пела Елизавету Валуа. Местами она была бесподобна - особенно в большой арии последней сцены. Местами суетлива и криклива - как, например, в последовавшем за арией дуэте (и руками размахивала как-то не по-королевски). Можно списать это на нормальное человеческое раздражение, когда поешь дуэт с таким Мавляновым. Но, кажется, тут проявляется общая ошибка певицы в сложной партии Елизаветы - неумение переключать регистры. Например, в первом действии за мощным любовным дуэтом, в котором сочетаются нежность и трагический надрыв (дуэт Сержан спела здорово) сразу идет прощание с графиней д'Аремберг, изгоняемой во Францию. В этой арии певицы обычно меняют интонацию и исполняют ее проникновенно-лирично (так поют и Красимира Стоянова и Кристин Льюис, которых я слушал в этом году). Сержан продолжает петь надрыв (который ей вообще лучше всего удается), но из-за него теряется лирическая красота музыки. Впрочем, певица умеет работать над партиями и, думаю, следующий ее выход в роли Елизаветы будет лучше. А королевское достоинство ей удается исключительно, как и сочетание страстной любви и осознания королевского долга.

О Михаиле Петренко (сорвавшем по ходу спектакля самый мощный аплодисмент - маэстро Гергиев только ему дал похлопать) сказать нечего. Его обычная манера в каждой фразе не попасть хотя бы в одну ноту в этот раз не так бросалась в глаза. По крайней мере, вчера Петренко спектакль не портил. На его фоне выигрышно звучал Михаил Колелишвили (Великий инквизитор) с мощным низким голосом - король басовых партий второго плана.

Оркестр был хорош, за исключением разудалой флейты-пикколо в сарацинской песне и некоторых оркестровых проигрышей. Хор, к которому все больше претензий, прилично пел сцену сожжения еретиков, но женский хор в первом действии звучал из рук вон плохо - и в хоровой сцене придворной игры и на подпеве к сарацинской песне. Что-то в хоре надо подправить, а то ведь так и сойдет на нет знаменитый мариинский бренд.

Не скажу, что "Дон Карлос" вышел выдающимся, но интересным - безусловно. Сержан, наверное, следует попробовать еще раз. И не с Мавляновым - мне кажется, наш Мигран Агаджанян справился бы с этой партией ничуть не хуже. Но поиск компромисса вообще не лучший путь. Предлагаю приглашать на парадные спектакли хороших вердиевских теноров и не скупиться. Оно того стоит.

Михаил Петренко, Екатерина Семенчук, мариинка, Дон Карлос, Гергиев, Мариинский театр, Татьяна Сержан

Previous post Next post
Up