Национальный оркестр США в Петербургской филармонии

Apr 02, 2017 12:11

31 марта
Большой зал филармонии

Фестиваль Ростроповича привез в Петербург один из концертов своей большой программы. Национальный оркестр из Вашингтона выступил в Петербургской филармонии с концертом, который в полном смысле слова напомнил нам о Мстиславе Ростроповиче и его петербургских выступлениях.

Прошлый раз Национальный оркестр США играл в Петербурге в 1990 году под управлением Ростроповича: Мстислав Леопольдович в тот год триумфально возвращался из эмиграции в Россию. Билеты тогда начинали стрелять еще на Невском, а аншлаг был такой, что даже на хорах за креслами люди стояли в три-четыре ряда. 27 лет спустя давки на входе зал не было, но аншлаг был настоящий: толпы на центральной лестнице, заполненный до отказа зал, множество слушающих стоя, элитная публика - ни разу не захлопавшая между частями произведений (это теперь четкий показатель культурности зала).

Концерт начался исполнением симфонической поэмы Тобиаса Пикера (Tobias Picker) "Старые и затерянные реки". Пикер - современный американский композитор, но его поэма (много исполняемая в Америке) напоминает скорее о символистской музыке - вроде поэмы Сибелиуса "Финляндия". Она близка к ней и тематически (американские первопроходцы, первозданность бытия) и музыкально, позволяет показать класс исполняющего оркестра: медленное развертывание музыкального текста, постепенное включение разных групп инструментов, постепенное повышение и понижение громкости, сведенность звука. Оркестр из Вашингтона хорош так же, как и 27 лет назад. Затем в память о Ростроповиче прозвучал виолончельный концерт Эдуарда Элгара в исполнении Алисы Вайлерштайн. Молодая талантливая солистка хорошо чувствует эту музыку, удачно интонирует и звучит вкусно. Она, конечно, не Ростропович, звучание которого многие из нас еще помнят достаточно хорошо. Местами - особенно на быстрых темпах - она теряет и вкусность и осмысленность текста и сама теряется на фоне оркестра. Но у нее все впереди, это придет. Особых слов заслуживает оркестр, который не просто замечательно звучал, но проживал эту музыку, соединяющую неоромантику с символистской культурой. Кристоф Эшенбах с немецкой манерой дирижирования - философско-осмысленной, вдумчиво-чувствительной - сообщал драйв и солистке и залу. Пристальное внимание на лицах слушателей - характерный показатель.

Во втором отделении была исполнена 8 симфония Шостаковича. Если вспомнить о мемориальной задаче этого концерта, то это был новый омаж Ростроповичу. В середине девяностых годов Ростропович придумал, организовал и провел в Петербургской филармонии грандиозный фестиваль музыки Шостаковича в память о своем учителе-музыканте. За несколько месяцев он исполнил всю камерную, оперную и симфоническую музыку композитора. Сочинения для виолончели исполнял сам, на другие партии инструментальных квартетов пригласил звезд, всеми симфониями в исполнении ЗКР дирижировал лично. Это и тогда воспринималось как событие из ряда вон, сейчас же превратилось в легенду. Интерпретации Ростроповича всех симфоний были оригинальны и незабываемы. 8 симфония тоже звучала на этом фестивале.

Кристоф Эшенбах, разумеется, не так слышит Шостаковича. Он не был знаком с композитором и не жил в то время. Огромное музыкальное полотно он исполнил ярко и осмысленно, обыграв контрасты, очень грамотно распределив темпы, умело разделив и тематически связав разнородные музыкальные фрагменты. Показательно, например, как в третьей части прозвучали две темы - одна героическая, другая почти мюзик-холльная, напоминающая о раннем Шостаковиче: с одной стороны, конрастно, с другой - не без общности. Великолепно был сделан финал этой необычной симфонии: на пиано несколько раз повторяется простая и медленная тема с небольшим интонационным варьированием. И варьирование и темп были те самые. Еще раз повторю: и дирижер и оркестр исполнили симфонию очень хорошо, много лучше, чем играют ее обычно и у нас и на Западе. Однако общей интерпретации музыкального текста у Эшенбаха, по-видимому, нет. Те многочисленные длинноты, которые есть практически в каждой части, местами воспринимающиеся как соединение различных важных и громких тем, у Эшенбаха остались длиннотами. А за этим, как кажется, стоит такая же музыкальная философия, как и за тихим и "простеньким" финалом. В интерпретации Ростроповича не было длиннот. Он удивительно понимал эту музыку - эпохальное соединение героизма и подлости, радости и трагедии, музыкального молчания и немузыкального крика. Впрочем, не знаю, услышим ли мы еще когда-нибудь исполнение, подобное тому, каким поразил меня Ростропович в середине девяностых годов. Такого Шостаковича я не слышал никогда.

Низкий поклон фестивалю Ростроповича от Петербурга. Большой зал хранит память о великом виолончелисте и дирижере. Будет правильно, если концерт в Большом зале Петербургской филармонии станет обязательным в программе каждого следующего фестиваля. Ростропович, думается, это бы одобрил. Для него этот зал был воистину залом, где живет дух Шостаковича.

Кристоф Эшенбах, фестиваль Ростроповича, филармония, Национальный оркестр США

Previous post Next post
Up