Максим Венгеров и лауреаты XV конкурса скрипачей имени Венявского

Nov 11, 2016 10:31

8 ноября
Большой зал филармонии

Концерт II международного скрипичного фестиваля (организатор - Фонд поддержки музыкального образования), оставил странное двойственное чувство. С одной стороны, идея интересна: Петербург получил возможность познакомиться с тремя восходящими звездами скрипки (музыкантами, получившими две вторые и одну первую премии на конкурсе Венявского). Концерты такого рода приближают полупровинциальный в мировом музыкальном пространстве Петербург к настоящим мировым столицам. С другой стороны, Петербург совсем не избалован визитами Максима Венгерова. И когда объявляется концерт с его участием, а он лишь становится одним из солистов в концерте Вивальди для четырех скрипок, а дальше отдыхает - остается странное ощущение неполноты, сильно хочется большего. Вот если бы в дополнение к этому концерту (или вместо него?) был организован сольный концерт Венгерова, реакция была бы другая. Только смогли бы в этом случае организаторы собрать Большой зал просто на молодых скрипачей?

Что касается лауреатов, то они безусловно талантливы. Особенно заинтересовал меня концерт № 2 Венявского в исполнении кореянки Бомсори Ким - и музыка для нас редкая, и девушка очень талантливая. Но все-таки - это еще слегка ученическая игра (как если бы собрать концерт из лауреатов конкурса имени Чайковского). Исполнение нарочито-старательное, при этом где-то очень хорошо, а где-то не хватает длины руки, местами нет еще профессионального лоска и уверенности в своих силах. Поэтому постоянно думаешь, как исполнил бы тот или иной кусочек Максим Венгеров - и опять возвращаешься к тому, что этот выдающийся музыкант сидит в этом же зале, но почему-то играет не он. Это, конечно, провинциальный комплекс сегодняшнего Петербурга. Но еще и простое человеческое желание слушать музыку в лучшем из возможных исполнений.

Возможно, следовало бы изменить формат вечера: не предлагать молодым лауреатам играть большие скрипичные концерты, а составить программу из небольших номеров, возможно даже сольных, без участия оркестра. Тогда бы публика смогла составить более точное впечатление о молодых талантах. Тогда бы и Венгеров смог сыграть больше. Другой вариант - добавить еще один скрипичный концерт в исполнении Венгерова. Впрочем, не берусь что-то советовать организаторам: задача в любом случае непростая.

Добавил неприятных ощущений неотрегулированный микрофон ведущего Александра Малича (о профессионализме которого как-нибудь в другой раз, но превращение конферанса в болтовню недопустимо, чего стоит фраза: "оркестр появится на сцене не в одиночестве, а с солистом"): слушать его рассказ приходилось с напряжением, голос распадался и заглушался фоном. Звукооператора на концерте то ли не было, то ли он отдыхал, как Максим Венгеров.

"Арт-проект", насколько я представляю, пока еще новичок в проведении концертов такого рода. Пожелаем ему успехов в будущем и отметим, что концерт все-таки получился. Несмотря ни на что, им удалось организовать большое музыкальное событие, яркое, необычное и по-настоящему интересное и для искушенных слушателей и для случайных зрителей.

филармония

Previous post Next post
Up