25 апреля
Александринский театр
Концерт-закрытие не поменял общей эмоции от нынешнего Dance Open. Как-то бедненько все стало, полупровинциальненько.
В анонсе гала-концерта было сказано: "Так уж повелось, что программу и поименный состав участников звездного Гала DANCE OPEN мы храним в тайне до последнего момента". Одно это уже могло насторожить. Ведь это, мягко говоря, неправда. Состав участников заключительного гала Dance Open всегда вывешивал на городских улицах. Другое дело, что часть заявленных солистов так и не появлялась на сцене. Помню какой-то год из давно прошедших, когда я звонил часа за два до концерта в "Октябрьский", спрашивал: Лакарра будет? И, получив отрицательный ответ, спокойно ехал заниматься другими делами, поскольку никто больше из списка меня не интересовал. Кстати, перенос гала из "Октябрьского" в Александринку, произошедший на фестивале позапрошлого года, можно считать символическим жестом: Dance Open, ранее позиционировавший себя как открытый демократический форум, перешел в разряд номеклатурно-профессиональных мероприятий.
Концерт этого года не идет ни в какой сравнение с прошедшими. Из суперзвезд на сцену вышел только Манюэль Легри - в дуэте из балета Ролана Пети "Летучая мышь". Не спорю, очень приятно посмотреть на большого артиста, даже если техника у него совсем уже не та. Ностальгически приятно вспоминать его блистательные выступления на фестивале "Мариинский". Только подавать это в качестве главного номера гала как-то странно. Отдать почести ветеранам сцены - дело святое, но где сегодняшние суперзвезды?
Берлинская прима Яна Саленко в балете Петипа "Сатанилла" делает руками что-то невообразимо-непрофессиональное, напоминая нам лишний раз о том, что училась хореографии не в столичном училище. Ее партнер Дину Тамазлакару танцует профессиональнее, не без таланта - очень хорошие у него шаг и жете, но это все. У Кристины Кретовой ярко получается "Герой нашего времени", но в па-де-де из "Дон Кихота" она вызывает улыбку. Делает огромной длительности апломбы, но качается вперед-назад, как альпинист у пропасти. Во время фуэте умудряется пройти всю плоскую (!) сцену Александринки и при этом выбиться из музыки уже на третьем туре. Ее партнер по "Дон Кихоту" Осьэль Гунео очень мило улыбается, бравирует хорошими вращениями и замедлением сложных движений, но прыжок у него низкий, ряд элементов выполняет грязно и так увлекается замедлением вращения, что сбивает мощный темп своих вариаций. Лучше всех классику (в смысле - Пьера Лакотта) танцевала Ольга Смирнова - вагановская школа налицо. Аккуратно и профессионально. А вот ее партнер Семен Чудин в этот раз решил отдохнуть: исполнил свою партию как принудительные работы, слегка не довернувшись пару раз. И это практически все. Почувствуйте разницу с гала прежних лет.
Раздел "Современный танец" в этом концерте объявил конкурс хореографической бездарности. Трудно что-либо сказать об исполнении, когда исполнять нечего. Что "Punk Love" Эрика Готье, что "Мата Хари" Теда Брансена (очень напоминающая балет "Онегин"), что "Not any more" Раймондо Ребека - балеты ни о чем. Сюда же я бы отнес "Ледяную деву", приписанную Федору Лопухову, но созданную исключительно для того, чтобы в очередной раз продемонстрировать мощь Марата Шемиунова, на плечи которого легко может взгромоздиться в полный рост Ирина Перрен. Лишь оммаж Хансу ван Манену (маленький кусочек из его "Пяти танго", полностью идущих в Мариинке) в ярком исполнении Реми Вортмейера нарушил цепочку хореографических нелепостей.
Как всегда, на гала появились приглашенные гости по части фламенко - балет Урсулы Лопес (зажигательно и с очень красивым платком танцевала сама Урсула, но ее соратники как-то не заинтересовали. Я, правда, не большой специалист по фламенко, но видел, кажется, фламенко и получше - из последнего это
Ева Йербабуена). Как всегда, пригласили и коллектив поп-танца, но в этот раз небольшой - братьев Ломбард. Вот эта парочка - совершеннее позорище гала-концерта - продемонстрировала танец на уровне клуба "Метро". А петербургский зал устроил им чуть ли не самую мощную овацию за весь вечер. Что свидетельствует, наверное, о том, что фестиваль Dance Open еще не утратил всей своей демократичности.
Настоящим открытием фестиваля - совершенно не замеченным широкой публикой - стала замечательная пара Юань Юань Тань и Вито Маццео, невероятно эмоционально исполнившие композицию Эдварда Льянга на "Симфонические танцы" Рахманинова. Хореография чем-то похожа на "Таис" Р.Пети, которой несколько раз пленяла нас Лакарра. И "китайская Уланова" (как зовет ее пресса) - 38-летняя Тань - невероятно хороша изысканностью рук, гибкостью тела и умной артистичностью, которая приходит к большим балеринам с годами. Благодаря знакомству с творчеством этой балерины я совершенно не жалею, что пришел на этот блеклый гала.
Финал вечера в очередной раз подтвердил закономерность: фестиваль начал жить на дивиденды. Танцы Вальпургиевой ночи из "Фауста" блестяще завершали
Dance Open 2013 года. Повтор 2016 года откровенно не удался. Не было драйва. Как-то в целом сдал Мэтью Голдинг, танцевавший и тогда; Дину Тамазлакару не идет ни в какое сравнение с Даниэлем Ульбрихтом (звезды стали меньше размером), да и Оксана Скорик не особо впечатлила.
Хочется надеяться, что спад 2016 года пройдет и забудется. Dance Open умеет меняться. Будем надеяться, организаторы не будут тешить себя продолжающимися аншлагами, а смогут взглянуть на сцену взглядом балетомана. Жить на дивиденды долго не получится.
И еще одно соображение. Из трех главных петербургских фестивалей балета в этом сезоне впервые вышел вперед Дягилев P.S. Этот осенний форум в этот раз был много интереснее и "Мариинского", и Dance Open.