Обратная сторона цивилизации

Sep 16, 2012 18:28



Сейчас практически любой человек уверен, что переход к цивилизации явилось для человека благом. Не только в плане появления городов, письменности, «духовных» благ, но и в самом простом и базовом - качестве питании и здоровье.  Пожалуй, в последние лет 200 это действительно так. Но вот по отношению к более ранним периодам утверждение о положительном влиянии цивилизации на питание и здоровье людей подвергается обоснованной критике.




Fig. 1.1 in Clark G. A Farewell to Alms: A Brief Economic History of the World. Princeton: Princeton Un.Press, 2007

Каким образом можно примерно оценить качество питания и здоровье человека 1000 или 10000 назад? Как правило, изучают скелеты. Дело в том, что кости живая материя, которая приспосабливается к механическим и физическим нагрузкам.

Обыкновенная физическая активность, требующая усилий, приводит к быстрому видимому росту соответствующих мышц, прикрепленных к скелету. Если действия повторяются в одинаковой манере, кости приспосабливаются к тяжести, уплотняясь по направлению к плоскости движения. К примеру, бедренная кость у охотников-собирателей, которым приходилось проходить длительные расстояния, имеет овальную форму, однако у тех, кто постоянно занимался земледелием и, соответственно, был вовлечен в различные виды деятельности, эти кости приблизительно круглые.

Steckel R. The Best Of Times, The Worst Of Times: Health And Nutrition In Pre-Columbian America

По костям (особенно часто изучаются бедренные кости) можно определить качество питания человека, состояние здоровья в течение всей жизни, хронические заболевания, уровень физических нагрузок, а также предположить причину смерти.

Некоторые ученые предпочитают использовать средний рост человека как меру качества жизни общества. Помимо этого, часто собираются данные о климатических условиях, биологическом разнообразии, географии, результатах археологических исследований.

Переход к земледелию и урбанизации в доколумбовой Америке

Ричард Стекель провел исследование, направленное на определение уровня здоровья (качества питания, распространение болезней) в доколумбовой Америке. Было изучено останки скелетов более чем 4,000 людей, живших в северной, центральной или южной Америке за тысячелетия до 1492г. Результаты показали, что переход к оседлому земледелию ухудшило здоровье людей. Более того, в возникающих городах совокупный индекс здоровья был ниже, чем в сельской местности.

Сравнение качества питания римских граждан и варваров

Ангус Мэддисон указывает, что, по всей вероятности, качество питания варваров (не имевших письменности, городов, государственности) было выше, чем у римских граждан.

Исследования человеческих костей и костей животных показали, что люди, проживающие на территориях с меньшей плотностью населения, довольствовались более высокими уровнями подушевого потребления молока и мяса… Они также были выше, чем население Италии…

Maddison A. Contours of the World Economy, 1-2030AD Essays in Macro-Economic History

Неолитическая революция

Неолитической революцией называют переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Такой переход подразумевал появление оседлого образа жизни. Земледелие и скотоводство, в отличие от охоты и собирательства, дает возможности для накопления и, в дальнейшем, к дифференциации населения. На базе такого перехода стало возможным формирования первых цивилизаций: письменности и городов. Только с появлением цивилизации началась собственно история.

Неолитическая революция произошла самое раннее 10 тыс. лет. В то время как человек существует уже, по меньшей, мере 1 млн. лет (и эти порог все отодвигается во времени в связи со все новыми исследованиями).




Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). Издательство "Мысль". Москва, 1974 http://psylib.kiev.ua/ , Схема 3.

В 1973 г. вышла известная книга М. Салинза «Экономика каменного века», в которой он сформулировал парадокс, согласно которому охота и иные виды присваивающего хозяйства обеспечивали куда более высокую производительность труда, чем земледелие. Переход к оседлому земледелию отрицательно отразился на качестве и разнообразии пищи. Представление о голодной жизни отсталых народов также оказалось очень сильно преувеличенным - у земледельцев голодовки носили более тяжелый и регулярный характер.

Сейчас этот парадокс стал мейнстримом экономической истории.

Появление в дальнейшем городов, пожалуй, только ухудшило качество жизни. Жизнь в больших городах и городских центрах увеличивало вероятность заболеваний (особенно инфекциями, передающихся воздушно-капельным путем), увеличило неравенство в распределении власти и богатства, заставив большинство населения усиленно работать (в том числе при постройке культовых сооружений), привело к удорожанию еды, которую приходилось доставлять в город.

Еще одним важным минусом перехода к земледелию и оседлости явилась необходимость тяжелого и систематического труда. Известные в истории раннеземледельческие народы работали, как правило, гораздо большее число дней, чем тратили на добывание пищи дожившие до 20 в. первобытные охотники и собиратели.

П.С. Представление о Рае.

Интересно отметить, что изобилие - пожалуй, главная черта Рая, из которого был изгнан первый человек, Адам.

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

Быт 2:9-10

Известный исследователь религий Мирча Элиаде указывает, что представление о Рае, в котором когда-то жил первопредок и откуда он впоследствии был изгнан, существует во множестве культур.

Мифы о Рае, без сомнения, имели различия у представителей разных культур, но некоторые общие черты повторялись постоянно: в то время человек был бессмертен и мог стать лицом к лицу с Богом: он был счастлив и ему не нужно было работать ради пропитания; едой его обеспечивало или дерево, или сельскохозяйственные инструменты работали на него сами по себе, как автоматы.

Элиаде М. Миф о благородном дикаре, или престиж начала

Изгнания из Рая в представлениях разных народов характеризуется примерно одним и тем же набором следствий.

Для огромного количества людей, все еще находящихся на ранних стадиях развития культуры, "начало" означает катастрофу ("изгнание из Рая") и "вхождение" в историю, в то время как у палео-земледельцев оно приравнивалось к приходу смерти, сексуальной зависимости и неизбежности работы (мотивы, также фигурирующие в мифологических повествованиях о Рае).

Элиаде М. Миф о благородном дикаре, или престиж начала

Видно, что труд является одним из наказаний за грехопадение.

Также и в Библии

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

Быт 3: 16-19, 23




Обратите внимание на слово возделывать в последнем предложении. То есть после изгнания из Рая человек вынужден был заняться сельским хозяйством. А раньше, можно предположить, такой необходимости не было, так как все, что ему нужно само росло или бегало.

На этом основании возникла гипотеза, согласно которой представление о Рае и об изгнании из Рая является мифическим описанием трагедии неолитической революции…

П.П.С.

В современной культуре саморазвитие через труд является краеугольной ценностью для многих людей. Даже если у человека, казалось бы, все есть, он все равно работает. Хотя бы работает над собой, совершенствуется. Многие занимаются спортом, день за днем, забывая, что порой это даже вредит здоровью; другие много читают, хотя, как не старайся, они не прочтут и сотой доли написанного; третьи - делают карьеру, хотя, часто, просто бухать с соседом по даче может оказаться гораздо перспективнее (кооператив «Озеро»)…

Считается, что много работать - это хорошо. Это престижно. Кто-то скажет, что это естественно для человека. Ага, как же. Миллион лет люди жили без цивилизации, без труда, без развития. Может быть, кто-то полагает, что труд - это богоугодное занятие. То же вряд ли. Большинство форм саморазвития человека, форм применения его усилия, систематического труда не имеют оснований в религии и являются бесполезными или даже вредными с точки зрения перспектив будущей жизни.

Вполне возможно, что стремление к саморазвитию, совершенствованию - это защитная реакция психики на необходимость трудится. По принципу «если нельзя избежать, то лучше попробовать получить удовольствие». Даже, если конкретно тебе уже можно и не трудиться, либо даже если все общество уже вышло из ситуации перманентной бедности, психологический механизм остался и транслируется в поколениях при воспитании и образовании. Стремление работать, порой, становится тем грузом, который тяжело нести, но страшно бросить.

Религия, Экономическая история

Previous post Next post
Up