В благородном семействе из-за Исаакиевского собора опять скандал.
Вицеспикер Госдумы Петр Толстой на прессконференции допустил неполиткорректное высказывание:
"Хочу от себя лично добавить, что, наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив там… из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах - на радиостанциях, в законодательных собраниях, продолжают дело своих дедушек и прадедушек"
В скобках замечу, что никакого парадокса тут нет, это нормально, когда внуки и правнуки продолжают дело своих предков. И если они делают это в рамках закона, то какие вообще к ним могут быть претензии?
Однако, вернемся к скандалу. Ясен пень, такой выпад не мог не достигнуть цели и соответствующие граждане начали громко возмущаться. Не знаю что их возмутило больше - то, что Толстой намекнул на их национальность или то, что их обозвали продолжателями революционных традиций. Казалось бы, насчет национальности - чего тут возмущаться, разве татары или русские возмущаются если намекнуть на их национальность? Вот то, что назвали продолжателями дела большевиков - это нашим либералам наверное действительно должно быть обидно.
Но, парадокс, либералы возмущались именно намеком на черту оседлости! И депутат Борис Вишневский и президент ФЕОР Александр Борода - все в голос заклеймили Петра Толстого за антисемитизм и никто не отрекся от революционного нагана!
Думаете, на этом парадоксы закончились? Ничего подобного!
Петр Толстой в ответ заявил, что это они, возмущающиеся, и являются разжигателями и антисемитами: "Сильно удивлен реакцией на мою оценку правомерности передачи Исаакиевского собора Русской Православной Церкви. Только люди с больным воображением и не знающие истории своей страны могут усмотреть в моих словах «признаки антисемитизма». Это было, напротив, предостережение от повторения событий, случившихся 100 лет назад, после которых были разгромлены тысячи храмов, а сотни тысяч людей были сосланы и расстреляны. Кому-то явно очень хочется навесить ярлык в попытках внести в общественную дискуссию очередную линию раскола, теперь - по национальному признаку."
г.Толстой не видит, что "очередную линию раскола" внес он сам заведя базар про революционеров, прибывших из-за черты оседлости, и продолжает прямо в этом ответе? Я понимаю, лучшая защита от обвинения - обвинить обвиняющего, но не до такой же степени, надо же приличия соблюдать.
И, наконец, последний парадокс. Как я говорил, нет никакого парадокса в том, что потомки продолжают дело предков. Впрочем, и случай, когда потомки отрекаются от дел предков, парадоксом назвать нельзя. Вот когда потомок прославленного предка не отрекаясь от его идей и даже руководя его музеем выступает с заявлениями в корне противоположными его мировоззрению - это действительно парадокс. Еще забавнее выглядят в такой ситуации его обвинения в чей-то адрес насчет незнания истории.
Для того, чтобы напомнить знатокам истории позицию Льва Николаевича Толстого в вопросах православной церкви и людей, живущих за чертой оседлости, приведу несколько цитат из его писем и статей:
Из письма Соловьеву насчет "Декларации против антисемитизма": "Я вперед знаю, что если Вы, Владимир Сергеевич, выразите то, что Вы думаете об этом предмете, то Вы выразите и мои мысли и чувства, потому что основа нашего отвращения от мер угнетения еврейской национальности одна и та же: сознание братской связи со всеми народами и тем более с евреями, среди которых родился Христос и которые так много страдали и продолжают страдать от языческого невежества так называемых христиан"
Из письма по поводу Кишиневского погрома: "После первых же сведений, опубликованных в газетах, не зная еще всех ужасающих подробностей, которые были сообщены позже, я понял весь ужас того, что произошло, и испытал одновременно чувство жалости к невинным жертвам жестокости населения, изумление перед зверством всех этих так называемых христиан, отвращение к этим так называемым культурным людям, которые подстрекали толпу и сочувствовали ее действиям. В особенности я почувствовал ужас ПЕРЕД ГЛАВНЫМ ВИНОВНИКОМ - НАШИМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ с его духовенством, которое будит в народе зверские чувства и фанатизм, с его бандой чиновников-разбойников. Кишиневское преступление - это только прямое следствие пропаганды лжи и насилия, которую правительство ведет с такой энергией"
И, самое главное, Ответ Синоду:
"
Стоит только прочитать требник и проследить за теми обрядами, которые
не переставая совершаются православным духовенством и считаются христианским
богослужением, чтобы увидать, что все эти обряды не что иное как различные
приемы колдовства, приспособленные ко всем возможным случаям жизни. Для
того, чтобы ребенок, если умрет, пошел в рай, нужно успеть помазать его
маслом и выкупать с произнесением известных слов; для того, чтобы родильница
перестала быть нечистою, нужно произнести известные заклинания; чтобы был
успех в деле или спокойное житье в новом доме, для того, чтобы хорошо
родился хлеб, прекратилась засуха, для того, чтобы путешествие было
благополучно, для того, чтобы излечиться от болезни, для того, чтобы
облегчилось положение умершего на том свете, для всего этого и тысячи других
обстоятельств есть известные заклинания, которые в известном месте и за
известные приношения произносит священник.
Ужасно, главное, то, что люди, которым это выгодно, обманывают не
только взрослых, но, имея на то власть, и детей, тех самых, про которых
Христос говорил, что горе тому, кто их обманет. Ужасно то, что люди эти для
своих маленьких выгод делают такое ужасное зло, скрывая от людей истину,
открытую Христом и дающую им благо, которое не уравновешивается и в тысячной
доле получаемой ими от того выгодой. Они поступают, как тот разбойник,
который убивает целую семью, 5 - 6 человек, чтобы унести старую поддевку и
40 коп. денег. Ему охотно отдали бы всю одежду и все деньги, только бы он не
убивал их. Но он не может поступить иначе. То же и с религиозными
обманщиками. Можно бы согласиться в 10 раз лучше, в величайшей роскоши
содержать их, только бы они не губили людей своим обманом. Но они не могут
поступать иначе. Вот это-то и ужасно.
"
И, напоследок, еще про клоунаду. Спикер Госдумы Володин, пытаясь оправдать своего зама, заявил, что "революционеры, выскочившие из-за черты оседлости" - это каторжане, которые, дескать, были ограничены в передвижениях и значит тоже жили за чертой оседлости. На мой взгляд, выступать с такими "отмазками" - себя не уважать.