Оригинал взят у
d_clarence в
Производственная помощь. Американские ткачи.Был такой замечательный человек - Сидней Хилман.
Родился он в Ковно в религиозной еврейской семье потомственных торговцев в 1887 году. Родители хотели сделать из него раввина, но не получилось - пацан предпочитал водиться с местной шпаной. Пару раз загремев в кутузку, познакомился с местными социалистами, стал ходить на подпольные собрания и окончательно променял талмуд на Карла Маркса. Стал бойцом Бунда. Участвовал в организации первомайской демонстрации в 1904 году в Ковно, за что получил первый срок в тюрьме. В камере познакомился с профессиональными революционерами. В 1905 году работал агитатором. Узнав, что заочно приговорен к повешению, в 1906 году свалил в Германию, а оттуда перебрался в США. Сначала работал приказчиком на складе швейной фабрики, потом закройщиком в цеху. Там он и сделал быструю карьеру - гены помогли. Хилман потрясающе умел договариваться и находить компромиссы. Короче он возглавил фабричный профсоюз, а в 1914 году стал главой Объединенного союза рабочих швейной промышленности США.
В событиях 1917 года и гражданской войне в России участия не принимал - с головой ушел в профсоюзное движение США. В июле 1921 года прочитал воззвание Горького. Написал несколько писем друзьям в Россию. Связался c Межрабпомом и выехал в Берлин. В Межрабпоме уяснил всю картину нашей катастрофы. Еда едой, но промышленность в России полностью развалена, ничего нет. Межрабпом как раз начал формировать отряды рабочих для производственной помощи Советам и Хилман без колебаний решил включиться в это движение. И включился с истинно американским размахом.
Вернувшись в Америку, Хилман выступил с несколькими воззваниями к работникам швейной промышленности. Заключил союз с американо-русским экономическим обществом (полулегальное объединение профсоюзов США, собрали нам 1.000.000 долларов) и Союзом Друзей России (коммунистическая организация, тоже серьезные ребята). Предложил всем профсоюзам отчислить однодневный заработок и помочь сформировать экспедицию в Москву для помощи Советам в восстановлении швейной и текстильной промышленности. В неделю собрал 32.000 долларов, необходимое оборудование и сплотил вокруг себя первую группу в 120 человек американских ткачей и фабричных рабочих
Уже в сентябре 1921 года группа с оборудованием и станками прибывает в Москву. Совпра дает американцам поручение - восстановить и ввести в эксплуатацию швейную фабрику № 36. Американцы берутся за дела, но сталкиваются с нашей волокитой, бестолковщиной и бюрократизмом - профессиональных чиновников на местах нет, работать не умеют. Хилман моментально находит выход. Пишет на бланке американских профсоюзов Ленину:
"Мы приехали с одним только желанием работать, и работать усиленно. Мы просим Вашего сотрудничества помочь достроить эту фабрику. Нам очень мало нужно материалов для ремонта этой фабрики, а что требуется - имеется в местных учреждениях. Мы верим, что их получим, но это протянется больше месяца, когда мы можем все сделать в несколько дней. И это необходимо не для нас, а для производительности в Советской России" (О.Д. Соколов. Письма Ленину из-за рубежа//История СССР, 1960, №2).
Ленин реагирует мгновенно, раздав по шапке кому надо.
В результате уже 12 октября фабрика вовсю работает и принимает на работу и обучение русских специалистов. Фабрика полностью укомплектована новейшим американским оборудованием и, выйдя на полную мощность, обеспечивает работой 600 человек.
Сделать дело и почивать на лаврах - это не по-американски, чего бы не вещали вам стареющие сатирики из телевизора. Раз можно работать и добиваться успеха - значит надо развиваться дальше!
Хилман рождает гениальный план.
Он уже знает о грядущем НЭПе и предлагает Совпра сделку по созданию акционерной корпорации. Пакет акций делят ВСНХ и Русско-Американская Промышленная корпорация (созданная на основе Американо-русского экономического общества и Союза швейных рабочих). ВСНХ передает Корпорации швейные фабрики в Москве, Петрограде, Казани, Нижнем Новгороде и Харькове. На фабриках создаются американо-русские тресты, которые все вместе образуют единый синдикат. Финансирование - за счет продажи акций в США. Советская сторона получает только 15% прибыли, но американцы обеспечивают все фабрики оборудованием, а города занятостью. Работать фабрики будут на госзаказ.
Ударили по рукам и в июне был официально создан Всероссийский Швейный Синдикат с уставным капиталом в 1.000.000 долларов.
Всего акций было куплено более 300.000.
Синдикат получает, восстанавливает и снабжает оборудованием и персоналом 9 фабрик в указанных городах.
В Москве появляется экспериментальная фабрика с новейшим оборудованием
Фабрики утроили производство одежды в нашей стране. Руководство постоянно искало пути к удешевлению продукции без потери качества:
"Председатель Синдиката Б.Бограчев и другие рабочие Синдиката организовали прямые поставки товаров потребителям - рабочим кооперативам, шахтерам, железнодорожникам Донбасса и других промышленных районов, где одежда крайне необходима. Рабочий обычно платит за одежду стоимостью 50-75 долларов 25% стоимости, на остальную выплату Синдикат обеспечивает кредит от 3-х до 6-ти месяцев, гарантом выступает управление предприятия, на котором трудится рабочий."
К 1924 году в пяти основных промышленных центрах работают 34 фабрики, на которых занято 17,500 человек. Торговые подразделений Синдиката разбросаны по территории Советского Союза.
До 1934 года Синдикат на 35% обеспечивал нужды РККА.
Американским держателям акций регулярно выплачивались дивиденды в размере 3% годовых.
Ну сам Хилман, запустив машину, отошел от этого дела и занялся политикой. В годы Второй Мировой Войны он служил советником администрации президента Рузвельта в Комитете Национальной обороны, где возглавлял офис по управлению производством. Да-да - люди знающие поймут, что это был за пост.
Источники, кроме указанного в тексте:
Д. Минчев. Межрабпом - организация пролетарской солидарности. 1921-1935. М. 1971 (спасибо Дедушке Морозу!)
А.А. Макаренко. Мировой пролетариат Стране Советов. Киев, 1963.
И блог:
http://ljwanderer.livejournal.com/268583.html