Очень интересная большая статья на сайте "Радио Свобода" (
перепечатка на Иносми). На этот раз никакой антисоветчины и даже без рассказов про то, как Путин привел Трампа к власти. Скорее наоборот, рассказ про то, что весь мир (по крайней мере весь "цивилизованный мир") уже сидит под тоталитарным колпаком людей, которые вовсе не стремятся внушить своим подопечным идеи марксизма, исламизма, бонапартизма или еще чего-нибудь в этом роде. Их цель - всего лишь продать товар. Просто бизнес.
Ради этого они собирают "цифровой след" каждого человека - записи и комментарии в соцсетях, данные о покупках в интернет-магазинах, фильмах и музыке, которые скачивает тот или иной человек. Как утверждает интервьюируемый социолог, "достаточно десяти лайков <в Фейсбуке>, чтобы система смогла лучше распознать вашу личность, чем коллега по работе, а по 230-240 лайкам компьютер будет знать о вас больше, чем ваш супруг или супруга. Если попросить компьютер заполнить вместо вас психологический опросник, он ошибется меньше, чем ваша жена." На основании этих сведений каждому конкретному человеку покажут нужную рекламу: "боязливым людям с высоким уровнем нейротизма оружие можно представить как источник безопасности, а богатым консерваторам-экстравертам показать картинку утиной охоты." Но продавать можно не только кружевные трусики. Как утверждает автор статьи, победу Трампа обеспечила небольшая компания Cambridge Analytica. Та самая, которая перед этим работала с Найджелом Фараджем по известной тематике, а теперь заключила контракт с французским «Национальным фронтом». "Жителям квартала Маленький Гаити в Майями показывали информацию об отказе Хиллари Клинтон участвовать в ликвидации последствий стихийного бедствия на Гаити, афроамериканцам - видео, где Клинтон сравнивает темнокожих мужчин с хищниками."
Как говорит интервьюируемый Михал Косински, в прошлом - заместитель директора Центра психометрии Кембриджского университета, "Вместо того, чтобы ввязываться в очередную битву за приватность, стоит признать, что уже проиграна война, и лучше озаботиться тем, чтобы мир стал благоприятной средой для человека, лишенного приватности. У нас были изобретения и пострашнее, чем Большие данные, мы справились с ядерной энергией - как-нибудь справимся и с этим, хотя, наверное, и не без жертв. ... Смотрите, есть голуби и муравьи, думаете, они знают, что миром правит человек? Догадываются, что Дональд Трамп может нажать на красную кнопку? Нет, конечно. Стоит помнить об этом, потому что когда миром станет править искусственный интеллект, мы вполне можем этого точно так же не заметить. Мы ведь уже не можем осмыслить и проанализировать те объемы данных, которые сами же и производим, - и нам приходится доверяться компьютеру. Вы можете спросить у машины: можешь что-то предсказать на основе этих данных? Она ответит: да, конечно. Вы спросите: а как ты это делаешь? Она скажет: прости, но ты не поймешь. И все это - уже реальность. Вы знаете, что американские суды используют компьютерные системы, принимая решения об условно-досрочном освобождении заключенных? Компьютеры решают, дать вам кредит или нет. Компьютер сажает на землю самолет, и это здорово, потому что люди легко могут наделать бед. Жизнь 800 пассажиров «Боинга-787» находится в руках компьютера, а не человека, и это сегодняшняя реальность."
Всё правильно,
пока Хиллари Клинтон вбухивала свой огромный рекламный бюджет в масс-медиа, бизнесмен Трамп вложился в таргетированную интернет-рекламу и победил. Вот только при чем тут демократия?