Сегодня российские СМИ пестрят заметками с заголовками "ЕСПЧ признал необоснованными обвинения Грузии в адрес России по 2008 году" (
РБК), "ЕСПЧ отклонил обвинения Грузии в адрес России в связи с конфликтом 2008 года" (
Коммерсант), "ЕСПЧ отклонил обвинения Грузии в адрес России из-за Южной Осетии" (
РИА Новости)
Я был удивлен таким решением европейского органа, поэтому не поленился и прочел
первоисточник. Как всегда, юридический документ - это сага на многих страницах, поэтому сразу даю резолютивную часть в переводе от Гугл:
"
НА ЭТИХ ОСНОВАНИЯХ СУД
- Постановляет одиннадцатью голосами против шести, что события, произошедшие во время активной фазы военных действий (с 8 по 12 августа 2008 г.), не подпадают под юрисдикцию Российской Федерации для целей статьи 1 Конвенции, и объявляет эту часть заявления неприемлемо;
- Постановляет шестнадцатью голосами против одного, что события, произошедшие после прекращения военных действий (с даты соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 г.), подпадают под юрисдикцию Российской Федерации для целей статьи 1 Конвенции, и освобождает от должности в предварительное возражение , выдвинутое - ответчиком в этом отношении;
- Постановляет шестнадцатью голосами против одного, что имела место административная практика, противоречащая статьям 2, 3 и 8 Конвенции и статье 1 Протокола № 1, в отношении убийства мирных жителей, поджогов и разграбления домов в грузинских селах. в Южной Осетии и в «буферной зоны», и отклоняет предварительное возражение , не - исчерпании внутренних средств правовой защиты , поднятым - ответчиком в этом отношении;
- Постановляет единогласно, что грузинские гражданские лица, задержанные югоосетинскими войсками в подвале «Министерства внутренних дел Южной Осетии» в Цхинвале примерно с 10 по 27 августа 2008 г., подпадают под юрисдикцию Российской Федерации для целей статьи 1 Конвенции, и отклоняет предварительные возражения, выдвинутые государством-ответчиком в этом отношении;
- Постановляет единогласно, что имела место административная практика, противоречащая статье 3 Конвенции, в отношении условий содержания под стражей около 160 грузинских гражданских лиц и унизительных действий, которым они подвергались, которые причинили им неоспоримые страдания и должны рассматриваться как бесчеловечные и бесчеловечные. унижающее достоинство обращение, и отклоняет предварительное возражение о неисчерпании внутренних средств правовой защиты, выдвинутое государством-ответчиком в этом отношении;
- Постановляет единогласно, что имела место административная практика, противоречащая статье 5 Конвенции, в отношении произвольного задержания гражданских лиц Грузии в августе 2008 г., и отклоняет предварительное возражение о неисчерпании внутренних средств правовой защиты, выдвинутое государством-ответчиком в этом отношении;
- Постановляет единогласно, что грузинские военнопленные, которые были задержаны в Цхинвали с 8 по 17 августа 2008 г. южноосетинскими войсками, подпадают под юрисдикцию Российской Федерации для целей статьи 1 Конвенции, и отклоняет выдвинутые предварительные возражения. государством-ответчиком в этом отношении;
- Постановил шестнадцатью голосами против одного, что имела место административная практика, противоречащая статье 3 Конвенции, в отношении актов пыток, жертвами которых стали грузинские военнопленные, и отклоняет предварительное возражение о неисчерпании внутренних средств правовой защиты. государством-ответчиком в этом отношении;
- Постановляет шестнадцатью голосами против одного, что граждане Грузии, которым было запрещено вернуться в Южную Осетию или Абхазию, подпадают под юрисдикцию Российской Федерации, и отклоняет предварительные возражения, выдвинутые государством-ответчиком в этом отношении;
- Постановил шестнадцатью голосами против одного, что имела место административная практика, противоречащая статье 2 Протокола № 4, в отношении неспособности граждан Грузии вернуться в свои соответствующие дома, и отклоняет предварительное возражение о неисчерпании внутренних средств правовой защиты. государством-ответчиком в этом отношении;
- Постановил единогласно, что нарушение статьи 2 Протокола № 1 (Предполагаемое разграбление и разрушение государственных школ и библиотек, а также запугивание школьников и учителей этнических грузин) не имело места (но в кратком описании приговора в самом начале документа написано "Недостаточные доказательства", что в бытовом восприятии означает иное);
- Постановляет единогласно, что Российская Федерация имеет процессуальное обязательство в соответствии со статьей 2 Конвенции проводить адекватное и эффективное расследование не только событий, произошедших после прекращения боевых действий (с даты заключения соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008), но также и в событиях, которые произошли во время активной фазы военных действий (с 8 по 12 августа 2008 г.), и отклоняет предварительные возражения, выдвинутые государством-ответчиком в этом отношении;
- Постановляет шестнадцатью голосами против одного, что имело место нарушение статьи 2 Конвенции в ее процессуальном аспекте;
- Постановил единогласно, что нет необходимости отдельно рассматривать жалобу государства-заявителя на нарушение статьи 13 в совокупности со статьями 3, 5 и 8 Конвенции, а также статьями 1 и 2 Протокола № 1 и статьей 2 Протокола. № 4;
- Постановил шестнадцатью голосами против одного, что государство-ответчик не выполнило свои обязательства по статье 38 Конвенции;
- Постановил единогласно, что вопрос о применении статьи 41 Конвенции не готов для решения ;
"
Таким образом, из шестнадцати пунктов иска в пользу России (да и то частично) решены всего два: признано, что:
- во время пятидневной войны 2008г. Россия не осуществляла контроль на территории и потому не несет ответственности за события, происходившие непосредственно во время боевых действий
- нет доказательств того, что на территориях Ю.Осетии и Абхазии разграблялись грузинские школы, а ученики и учителя подвергались запугиванию
Тринадцать пунктов иска повесили на Россию в полном объеме, а решение о выплатах оставили на потом.
Впрочем, я не вижу в этом ничего особенного т.к. нарушения прав человека происходят в России и без войны, к тому же данное решение не означает, что грузинская сторона в данном конфликте была белой и пушистой (Минюсту России следовало подать аналогичный иск в отношении Грузии, только и всего).
Да и в том, что РБК, Коммерсант и прочие "ведущие интернет-СМИ" выдали сообщения столь несовпадающие с истинным положением дел, я тоже не вижу ничего особенного. Раньше я замечал: все эти столпы журналистики
просто переписывают друг у друга материалы не проверяя их и не заглядывая в первоисточники. Но в данном случае ситуация немного другая: Минюст России фактически проиграв дело в очередной международной инстанции решил сделать хорошую мину при плохой игре и выдал журналистам только часть правды. Некоторые, напрмер Коммерсант, просто перепечатали пресс-релиз ничего не проверяя, а другие, например РБК и РИА Новости, всё же прочли решение ЕСПЧ, но неприятные моменты выдали в конце и вскользь. Я вижу в этом безусловное возрастание качества российской журналистики и ее неоспоримо более высокую честность по сравнению с журналистикой например британской (я коллекционирую ссылки на откровенно лживые либо демагогические статьи БиБиСи и коллекция уже весьма внушительная).
А вот о приятном для России абзаце в решении ЕСПЧ российские СМИ не написали. А он есть. В разделе "Обстоятельства дела" суд использует решение "Независимой Международной Миссии по установлению фактов по конфликту в Грузии" (Independent International Fact‑Finding Mission on the Conflict in Georgia). Российским дипломатическим работникам при общении с грузинскими коллегами на международной арене надо бы почаще цитировать этот документ:
"В ночь с 7 на 8 августа 2008 года продолжительная артиллерийская атака грузинских войск обрушилась на город Цхинвали. Движение грузинских вооруженных сил было нацелено на Цхинвали и прилегающие районы, и вскоре в боевых действиях участвовали российские, южноосетинские и абхазские воинские части и вооруженные элементы.Однако вскоре наступление Грузии в Южную Осетию было остановлено"