Д.Гаррет Веб-дизайн. Элементы опыта взаимодействия

Jan 20, 2011 16:36


  Итак, ваш день: вы проснулись в три часа ночи от неожиданного звонка будильника, кофеварка не выдала желанную порцию кофе, на заправке образовалась огромная очередь, вы потеряли колпачок от бензобака, опоздали на работу, открыли ЖЖ Темы Лебедева, где прочитали, что вы - м...к, ваш сайт м....кий и вообще, вас не должно было быть здесь по определению. И все это потому, что вы не читали книгу Джесса Гаррета "Веб-дизайн. Элементы опыта взаимодействия".

Для начала ответим на вопросы. Почему вы проснулись в три часа ночи? Автор винит вашего кота, который случайно сбил настройки на часах. Этого не случилось бы, если бы производитель подумал над дизайном. Почему кофеварка не приготовила кофе? Потому что другой производитель тоже не подумал и сделал слишком тугую кнопку пуска, не зная, что вы обычно утром очень спешите. Загадку очереди на заправке решить еще легче: слишком сложный кассовый аппарат. Кассирша боялась ошибиться и не особо торопилась. Думаю, дальше продолжать не стоит, да?

Пусть вас не смущает название. Да, оно громоздко и почему-то о веб-дизайне, хотя с самого начала речь шла о дизайне вещей. Дело в том, что понятие взаимодействия, рассматриваемое в книге, универсально и применимо не только к веб-дизайну, но и к промышленному дизайну тоже. Вообще к дизайну, где так или иначе предполагается взаимодействие с пользователем, т.е. с нами, дорогой читатель.

И вроде автор говорит очевидные вещи: да, нужно делать не только красивые, но и удобные вещи; делать то, что будет понятным или по крайней мере не заставит нас чувствовать себя дураками (подробнее об этом читайте у А. Купера в книге "Психбольница в руках пациентов"). Казалось бы, все просто, но раз за разом проектировщики программных и веб интерфейсов создают такую неудобоваримую кашу вместо интерфейса, что хочется их отправить учиться в кулинарное ПТУ и никак иначе!

Решение проблем проектирования интерфейсов автор предлагает искать в системности. Да, интерфейс - это структура. В случае веб-сайта, структура крайне сложная, имеющая несколько контекстов (интерфейс как программная оболочка и форма для информационного наполнения). Исходя из этих контекстов автор выделяет несколько уровней разработки: Стратегия, Набор возможностей, Структура, Компоновка и Поверхность.

Преимущества подобного разбиения очевидны: начиная разработку интерфейса, проектировщик отталкивается от стратегии и целей ресурса, постепенно переходя на более высокие уровни, объединяя цели и возможности будущего сайта с ожиданиями пользователей и их целями. И так, до самой вершины - до визуальной составляющей части (Поверхности): все рассматривается в единстве целей и задач разработчика и пользователя, в результате чего и получается интерфейс, ориентированный на пользователя и в то же время не лишенный функциональности.

Собственно, об этом и книга. Детально рассматривая каждый из уровней разработки интерфейса, автор дает не только практические советы по разработке, но также и проясняет возможные трудности, возникающие перед проектировщиком. Решение их лежит, как всегда в компромиссе, который тем не менее всегда направлен в сторону пользователя и его нужд.

Книгу критиковать сложно, ибо она почти полностью состоит из дельных мыслей человека, вовлеченного в процесс разработки методологии работы проектировщиков интерфейсов. На его стороне большой опыт, как теоретических изысканий, так и практической реализации своих мыслей. Единственно, чего не хватает, так это наглядных примеров, которые могли бы скрасить повествование и сделать усвоение материала более простым. Впрочем, это скорее вкусовщина, привитая нынешним цифровым веком, диктующим излишнее упрощение. 

книги, дизайн, интернет, рецензии

Previous post Next post
Up