Печорский тракт
Печорский Тракт: Немного истории, жуткая находка и хроника гибели метеостанции "Борковская".
Но все по порядку.
Оказалось, что этому пути больше 1000 лет!
Вот несколько исторических фактов, собранных
Андреем Форосенко:
IX-XIV Века. Новгородские ушкуйники по Пезскому волоку, самому древнему северному пути, активно торгуют с Печорой и Зауральем… Это был не самый удобный путь, но зато вдали от владений волжских болгар, татаро-монгольских завоевателей, Москвы…
XV Век. Московские князья, по этому пути организуют военные экспедиции в Западную Сибирь. В этих походах участвуют и жители поморских поселений Севера, потомки новгородских ушкуйников, которые с давних времен осели на берегах Студеного моря и освоили пути из Поморья на северо-восток.
1499 Год. По наказу царя Ивана III в поход на «Югорскую землю» была направлена московская рать. Одна часть этого войска шла на Печору через Пезский волок. Летописец пишет: «Шедшу князь Петр Ушатой с вологжаны, двиняны, важаны Пенегою, Колою (Кулоем), Мезенью, Пезою, Чильмою (Цильмой) на Печору-реку, на Пусту, идучи самоядцев за князя великого привели».
XVIII Век. Староверы гонимые Петровскими реформами этой дорогой уходят на Восток. Многие Поселения Востока Коми обязаны своим основанием именно староверам. Многие поселения и по сей день являются «Староверщецкими».
1893 Год. Архангельский Губернатор Александр Платонович Энгельгардт самостоятельно преодолевает Путь до Усть-Цильмы. Где верхом, а где и пешком! По результатам Губернаторской Экспедиции начинается строительство дороги!
1894 Год. По новой дороге началось движение. Возникают и разрастаются поселения возникшие на основе станций. Вот и современная Мыла когда то была всего лишь станцией тракта!
1919 Год. Комиссары и небольшие отряды красных войск бежали и уверенность населения в возможности спокойно работать была настолько велика, что в Усть-Ухте снова приступили к работам по изысканию и добыче нефти! Проведены работы по ремонту Печорского тракта.
1920 Год. Открыто автомобильное движение.
1929 Год. Новые границы разрубают Тракт пополам близь станции Борковской. Теперь множество Архангельских деревень отходят к Коми АССР. Административное сообщение здесь не требуется и это служит причиной прихода дороги в упадок.
1935 Год, 7 сентября. На Борковской организуется метеостанция «Борковская М-2» Северного управления по гидро-метеостанциям.
50-ые Годы XX Века. По маршруту Печорского Тракта прокладывается телеграфная линия и ЛЭП. Это обстоятельство, а так же геологические изыскания в регионе оживляют Печорский Тракт. Однако теперь здесь можно встретить только вездеходы и конные повозки.
1974 Год. По Печорскому тракту проходит испытательная экспедиция снегоходов «Буран».
Конец XX Века. ЛЭП и телеграфная линия ликвидируются. Использование дороги вездеходами становится эпизодическим. Последнее упоминание о Печорском тракте встречается в отчетах об испытательном пробеге снегоходов "Буран" в 1974 году. Уже тогда участники экспедиции говорили о серьезных трудностях и препятствиях, встретившихся на их пути. Полотно таежной дороги почти не сохранилось и местами заросло молодыми деревьями. На сегодняшний день дорога не видна на спутниковых снимках, а её преодоление осложняется ещё и необходимостью пересечения водораздела бассейнов Мезени и Печоры - Тиманского кряжа.
Как-бы то нибыло, но в августе 2006 года Московский клуб экстремального автотуризма
www.4x4typ.ru и
Одесский Клуб Экстремального Автотуризма "Направление" организовали уникальную экспедицию - первопрохождение по заброшенному Печорскому тракту, успешно преодолев более 200 км тракта одновременно с двух сторон. А в августе 2007 года, шесть машин из клуба www.4x4typ.ru
вновь оказались на Борковской.
Борковская. Пожалуй, это столица Печорского Тракта! Построек здесь заметно больше, чем в других поселениях. Остатки Метеостанции, руины «научных вагончиков», мастерская с немыслимым количеством всяческих деталей и агрегатов, начиная от лабораторных инструментов и заканчивая двигателем от снегохода… Киноаппарат, десятки коробок с кино-хитами советских времён…
То тут, то там попадаются на глаза вещицы, бывшие обыденным атрибутом вчерашней, двадцатилетней давности жизни. Беру в руки коробок охотничьих спичек, желто-черную батарейку 323.… Охватывает почти паническая ностальгия. В памяти проплывают кадры тех самых фильмов, плёнки с которыми разбросаны вокруг…
Но в помещении бывщей радиостанции меня ждала самая ценная и, одновременно, самая жуткая находка - это:
Журнал исходящих телеграмм (радиограмм?) с метеостанции М-II Борковская за 1994 год.
Находясь среди развалин Борковской, от которой ближайшая обитаемая деревня в восьмидесяти километрах через тайгу и болота и еще более ста километров по разбитым дорогам и три парома до Усть-Цильмы, читать этот журнал и представлять, что здесь происходило - было реально страшно.
Итак:
Листы 1, 2: (обложка и начало журнала отсутствовали, на первых сохранившихся листах идет рабочая переписка.
Далее личную переписку я опущу, только телеграммы про работу станции. Нумерация страниц условная, в оригинале они не пронумерованы.)
Лист 3
Арх ГИМЕТ Маркину для Родина
Коля продуктов мало хватит на две три недели Кридский согласен перевод Гридино Если будешь ехать через Ухту то ускорь выезд иначе тебя не смогут довезти станцию последняя дата 20 мая Тоня
9.06 Арх.гидромет Терехову
На станцию прибыл 8 июня приступил к исполнению обязанностей подготовке станции выезду Родин
Лист 4
24-5 Арх ГИМЕТ Маркину для Родина
Необходимы продукты [далее идет список нужных продуктов и количество]
Лист 5 (Июнь)
1-6 Коми Усть-Цильма метеостанция Носову
Прошу вас получить муку для Борковской
Родин
ГИМЕТ Терехову
На станцию прибыл 8 июня продукты закуплены на месяц.
Родин.
Лист 6
Арх ГИМЕТ Батовой
Закуплены продукты на сумму 286 тысяч 100 руб
ГСМ на сумму 393 тыс.
дорожные расходы 102 тыс
командировочные Ноиву(?) 40 тыс
Подробный аван отчет по прибытии
Родин.
Коми рес Усть-Цилемский район дер Мыло Бобрецову Петру Ульяновичу
Прошу вас обязательно прибыть концу месяца на станцию привезти мои личные вещи лодочные винты «Нептуна»
Николай
Лист 7
Арх ГИМЕТ Маркину
Груз вывозимый со станции снегоход «Буран» рация «Полоса» приборы оборудование личные вещи работников Вывезти дизель невозможно физически, нет возможности его погрузки
Остаток бензина 200 кг 30 кг масла
Родин
Арх ГИМЕТ Маркину
Груз подготовлен по весу около 2 тон весь груз габаритный, что делать с ИВО Носов не взял нет склада сообщите что можно оставить
Когда планируете рейс
Родин
Лист 8 (Июль)
Арх ГИМЕТ Маркину
Арх ГИМЕТ Терехову
Прошу сообщить когда планируется вертолет станции кончаются продукты
На Гридино большой обьем работ подготовке зиме
Родин
Арх ГИМЕТ Маркину
Прошу сообщить когда планируется вертолет на станции закончаются продукты
Родин
Лист 9 (Август)
ГИМЕТ Терехову
Сообщите когда будет вертолет кончались продукты детя содятся аккомуляторы
Родин
Арх ГИМЕТ Маркину Терехову
Станция находится критическом состоянии обеспечение жизнедеятельности станции ближайшую станцнеделю невозможно отсутствуют бланковый материал, дизель и бензопила сломанынеработают продукты закупленные на месяц кончились близко вынужденная голодовка
Оборудование разукомплектовано подготовлено от эвау эвакуации
Требую вывоза со станции до конца месяца связи необходимостью устройства детей в школу Род Родин
Срочно сообщите ваше решение
Родин
Лист 10
Арх ГИМЕТ Колесниченко
На станции кончилось все продукты голод Требую срочной эвакуации станции как было обещано управлением Прошу не доводить до физического истощения детей и работников стан Родин
Второй год пропуска детьми в школы категорически невозможен
Родин
Арх ГИМЕТ Королю
19 августа планируют вывоз со станции щенка прощу держать до приезда
Родин
Лист 11
Арх ГИМЕТ Марк??у
На станции голод 10 дней
Нет хлеба мясных консервов
Требую срочно принять меры по во эвакуации работников станции и детей
Родин
Арх ГИМЕТ Колесниченко
Обеспечение жизнедеятельности станции невозможно 10 дней нет основных продуктов питания голод, дизель бензопила не работают, ГСМ нет, дрова не заготовлены, оборудование разукомплектовано. Подготовлено отпв эвакуации
Кризский(?) принимать станцию отказывается
Прошу срочно сообщить решение. Прошу ускорить принятие решения связи необходимостью оформления детей школу
Родин
Лист 12
Арх ГИМЕТ Маркину (карандаш, неразборчиво)
Виктор Владимирович прошу вас ??????? ?????? ??????? перевозки личных вещей В????во склад
Родин
Арх ГИМЕТ Маркину (карандаш, неразборчиво)
Прошу вас при??ать продукты ????? рейсом сигарет 150 ???? ???? ???? ????
Арх ГИМЕТ Маркину (текст перечеркнут)
Виктор Владимирович сыты вашими обещаниями
Кто будет нести ответственность за здоровье детей и работников станции на станции настоящий голод ближайший поселок 80 км принимайт решение жду насвязи
Родин
Лист 13
Арх ГИМЕТ Маркину
Викт.Владим. хватит обещаний, на станции голод, детям даю глюкозу
Работники станции жалуются на боли в желудке, мы не подопытные кролики
Родин
ГИМЕТ Маркину
Виктор Владимирович когда вертолет начали болеть дети
Родин
ГИМЕТ Королю
Нужны продукты а не стоимость бесплатного пайка
На станции месяц голод
Родин
ГИМЕТ Маркину
На станцию нужны спец/одежда, ватники гидрокостюмы
Родин
Лист 14
Арх ГИМЕТ Маркину (текст перечеркнут)
Виктор Владимирович Станция к зиме не подготовлена. Необходимо доставка зимней одежды, обуви, рукавиц, одежды, обуви, санок, рукавиц. Керосиновых светильников, сапог, стекло оконное,
Арх ГИМЕТ Бухгалтерия
Накладные с продуктами получил без реестра цен. на Прошу сообщить стоимость каждого вида изделий
Кридский
Арх ГИМЕТ Маркину
Прошу точно указать будет или нет в этом году рейс вертолета для того чтобы дать перечень необходимых вещей для зимовки либо надеяться только на себя.
Крицкий.
Лист 15 (октябрь)
Не выходят на связь:
01.10
02.20
03.10
…
08.10
09.10
Арх-ск №52 Крутицкому отвечаем №9
Вертолет возможно не разрешат в ноябре. Экономьте ГСМ.
Заявку телеграфируем?вам????
Лист 16
(на отдельном листе)
Лист 17 (На отдельном листе)
Борт МИ-8 планируем направить 19 августа
готовьте станции консервации
точную дату вылета сообщим
Листы 18,19
(несколько телеграмм, записанных в середине журнала среди чистых листов, без дат)
На этом жуткая хроника в этом журнале обрывается, но по косвенным признакам на станции была еще смена, и станция работала как минимум до весны-лета 1997 года.
Есть еще несколько журналов более старых лет - но там нормальная переписка, 90% которой это оперативные метеосводки. И огромная масса журналов метеонаблюдений за 70-80 года.
Еще найдено много интересных документов, например вот:
Листы 20-25
Несколько страниц акта инвентаризации по станции от 1 августа 1992 года. Из этого документа можно понять, что примерно было на станции. Кстати, лучше всего сохранилось здание бани, построенно в 1932 году. Очень много остатков оборудования, вобщем-то почти все осталось на станции, но в разобранном-разбитом виде. Я не видел только остатков трактора и лодок, все остальное, хотя бы по частям, но присутствует.
Лист 26
продуктовая заявка, примерно ноябрь-декабрь 1995 года
Листы 27, 28
(листок из еженедельника с народным творчеством, дата неизвестна. Имеет ли он отношение к метеостанции - неизвестно, но найден среди прочих документов на радиостанции. Было еще много похожих листков, в основном со стихами.)
Лист 29
(самый свежий документ, упоминаются даты март-апрель 1997 года, более поздних документов найти не удалось)
Лист 30
(Акт ревизии от 13 августа 1993 года в связи с похищенным и вывезенным за пределы станции оборудованием и топливом.
Где-то еще есть телеграмма Тихому А.Г. об обьявлении его во всесоюзный розыск)
Продолжение следует...
UPD: Еще несколько документов с Борковской вот здесь:
http://evg.serveblog.net/gallery2/main.php/v/user/eugen/borkovskaya/