ЗНАМЯ И ЗНАМЕНИЕ ГРЯДУЩЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Jun 03, 2020 19:10


В канун 800­летия святого благоверного великого князя Александра Невского мы с протодиаконом Владимиром ВАСИЛИКОМ, доктором исторических наук, доцентом СПбГУ, беседуем об этом величайшем из правителей Земли Русской.



- Что для нас сегодня фигура Александра Невского? Это только историческая реликвия, образ славной, но безвозвратно ушедшей эпохи? Или его дело живёт по-прежнему?

-  Вопрос действительно глубокий. Является ли Александр Невский реликтом  прошлого или знаменем будущего? Я бы сказал: безусловно, и тем, и этим!  Вы, конечно, знаете, как Александра Невского мобилизовали в Великую  Отечественную войну и даже перед ней, - потому что ведь фильм «Александр  Невский» был со­здан в 1938 году, как и знаменитая поэма Симонова  «Ледовое побоище», а эти произведения готовили русского человека к  грядущим боям. И слова генералиссимуса Сталина: «Под знамёнами Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова - вперёд, к Победе!» - естественно, обладали громадным значением для русского человека.



Безусловно, и сейчас Александр Невский - знамя и знамение грядущей нашей победы над безбожным и антихристианским Западом. Всё повторяется: и «Дранг нахт Остен», и наше неразумие, и наша разобщённость… Как тогда, в XIII веке, так и сейчас агрессия Запада сама по себе неостановима. Её остановить можно только железной волей, железным мечом и железным щитом.  Если сейчас не остановить все эти западные провокации с коронавирусом,  не остановить западную агрессию у наших рубежей, американские танковые  дивизии в Польше и Прибалтике, не сказать им властное «нет» - мы  погибнем. И для этого нам нужен новый Александр Невский.

Необходимо понять, что Александр Невский - это не только воин. Это вождь Земли Русской, это человек, которого слушались и Киев, и Суздаль, и Владимир, и Новгород. Это человек, который после многих веков княжеского своеволия и междоусобицы, после вечевой вольницы смог хоть на время, но спаять землю воедино своей железной волей.  Князь Александр Невский как подлинный вождь, как единый правитель Земли  Русской, безусловно, востребован в наше время. В наше время  демократического размягчения мозгов, когда никто никого не слушает и  никого не слушается, время раздрая и развала, когда правят  олигархические кланы, когда губернаторы на местах творят что хотят,  когда ветви власти борются между собою, когда в судах неправосудие, -  нам нужен Александр Невский.

И ещё одно измерение, которое не до конца востребовано, -

его слова: «Не в силе Бог, а в правде». Это его стремление свершать правду Божию на всякое время, оно в высшей степени нужно сейчас, когда власть неправедна,  когда власть коррумпирована, когда власть развращена лёгкими деньгами.  Его образ - праведного воителя и праведного правителя - в высшей степени  востребован.

И поэтому Александр Невский - это образ нашего будущего, задача для России на 20-е и 30-е годы XXI века.

- Но ведь новый Александр Невский не спустится с небес по нашему заказу… Он нужен, необходим… Но откуда его ждать?

- Понятно, что наша чиновничья среда развращена, а военная - деморализована.  Понятно, что временами наши военные производят впечатление малодушных  людей, которые интересуются только новыми звёздочками на погонах и  жалованьем. О чиновничестве я не говорю: оно развращено до поросячьего  визга.

Что касается церковной среды, то после многих лет  успешного менеджерства, после проповеди так называемого миссионерства,  после флирта с католическим и протестантским миром, после игрищ  всевозможных кураевых, плясок пусек, литургических и миссионерских  экспериментов наша Церковь также страшно ослаблена. Но на Церковь  нашу - единственная надежда! Надежда на церковных людей, на сильных,  благочестивых мирян, на мирян из воинского сословия и на воителей духа.  Их не много. Их сегодня прессуют, их шельмуют, им не дают места, но тем не менее они есть.  И хочется надеяться на то, что союз между Церковью и православным  воинством, привлечение в Церковь здорового офицерства, здорового  воинского сословия даст свои результаты: из этой среды выйдет новый  Александр Нев­ский, который будет, согласно пророчествам Оптинских  старцев, человеком горячей веры, глубокого ума и железной воли. И надо  молиться, чтобы Господь его прислал. На сегодняшний момент мы такого не  имеем. Если нас поздравляют с Пасхой, даже не смея сказать «Христос  Воскресе!», если глава государства самоизолируется от Бога и от людей,  дозволяет своим нукерам безчинствовать, не пуская народ в храмы… О чём  тут можно говорить? Нам просто необходим новый Александр Нев­ский. И веруем, что Господь по молитвам Церкви, по молитвам верующих людей призовёт его.

- Всё-таки Александр Нев­ский велик не только своим  воинским гением, но и тем, что он был мастером разумного компромисса. С  Батыем-то он договорился!.. В какой степени эта его способность сейчас  своевременна?

- Я бы сказал следующее: Александр Невский был человеком, очень хорошо чувствующим волю Божию и понимающим главный вектор опасности.

- Есть ли у нас возможность найти сейчас какого-то восточного… Батыя не Батыя, но некую силу, на которую можно было бы опереться?

-  Но вы не понимаете: на Батыя опираться было невозможно! Князь Александр  не опирался на него, а пытался не ссориться с ним. У Батыя были  совершенно хищнические интересы. Как он прошёлся по Руси - не приведи  Господь! Пепелища Рязани, Козельска, Москвы и многих других городов  говорят сами за себя. Владимир-Волынский после нашествия Батыя весь был  наполнен трупами, так что въехать в него было невозможно. Та же картина  была во многих других городах.

Если же говорить о современном  «Батые», на роль которого сейчас претендует Китай, то напомню только три  факта. Почему монголы так ненавидели Китай? Войска империи Чжурчженей  (это Северный Китай) выходили в начале XII века каждый год в Великую  степь и занимались политикой сокращения совершеннолетних, то есть  убивали всех, кто достигал чеки колеса тележного (примерно полтора  метра). Оставляли только младенцев. Второй факт: в Китае существовало  249(!) видов смертной казни, таких, о которых я даже не буду  рассказывать нашим дорогим читателям, чтобы не вызывать рост  сердечно-сосудистых заболеваний. И наконец, третий: когда в 1991 году в  СПбДА приехала китайская делегация, то её глава походя сказал, как само  собой разумеющееся: «Мы ассимилируем даже евреев!» Так что по сравнению с  Китаем даже Батый выглядит гуманистом. Тем паче что так называемое  монголо-татарское нашествие было на самом деле монголо-китайское. Без  китайских осадных машин, без китайских военных советников, без китайских  мудрецов, которые создали монгольское государство, монголы ничего не  смогли бы сделать.

Поэтому нам не надо искать нового Батыя и не  надо шибко полагаться на союз с Китаем. У Китая свои интересы. Тем паче  что китайцы нас глубоко презирают, причём есть за что.

Мне вспоминается, как китайская делегация приехала в Волгоград. Экскурсовод с большим энтузиазмом рассказывал им о подвигах защитников Сталинграда  - о настоящей нашей славе. И вдруг глава делегации спрашивает:  «Простите, а вы про какой город нам рассказываете?» - «Про Сталинград…» -  «Но мы же находимся в Волгограде?..» Экскурсовод, краснея и запинаясь,  начинает рассказывать историю переименования… Выслушав его с каменным  лицом, глава китайской делегации деликатно, но тонко заметил: «Вы слишком вольно обходитесь со своим прошлым».

Так  вот, исходя из всего этого, ни на какого «Батыя» нам надеяться нельзя.  Надеяться надо на Бога и на те силы, которые нам посылают. Есть очень  глубокие слова в молитве главопреклонения вечерни: «Не от человек ожидающе помощи, но Твоея ожидающе милости и Твоего чающе заступления». Тем паче что, по большому-то счёту, Орда сейчас расположена не в Китае. Орда расположена в Вашингтоне.  А ещё точнее - в транснациональных корпорациях, которые при случае не  прочь уничтожить и Америку, лишь бы царствовать над всем миром.

- Ну, с ними, я думаю, никакой Александр Невский не договорится…

- И не нужно с ними договариваться. С ними разговор возможен только на льду Чудского озера. Тут  противостояние насмерть. Сейчас нам нужно понять, что вследствие  нынешней так называемой эпидемии может последовать вполне реальная  эпидемия голода, а затем и эпидемия чумы, холеры и так далее… Мы встретились с отморозками, которые жаждут всемирной власти над каждым государством, над каждым человеком, над каждой душой человеческой. И они не остановятся, пока не добьются своего, - или если их не остановят, если не появится такая сила, которая может сказать им властно «нет!». А этой силой, судя по мировому раскладу, может быть только Россия.

-  Последний вопрос - о святости Александра Невского. Я помню недавние  споры о святости Александра Суворова… Православные историки спорили,  обсуждали и сошлись на том, что Суворов был великим русским полководцем,  и это уже само по себе очень славное звание. Зачем ему ещё нимб? Так  вот, зачем Александру Невскому - великому полководцу, дипломату,  правителю - нимб?

- Я лично считаю, что А.В.Суворов был  действительно святым человеком… Но вот с Александром Невским всё,  несомненно, глубже. В Александре Невском, помимо праведности обычного  русского человека, есть некая мистическая глубина, удивительно  притягивающая, удивительно покоряющая. Эти его слова перед Невской  битвой: «Не в силе Бог, а в правде…» - это подлинная высота постижения воли Божией. А его слова на льду Чудского озера: «Боже, рассуди меня с этим языком высокоглаголивым, и помоги мне, как помог Ты праотцу нашему на Святополка Окаянного».  Это такая глубина видения судеб Божиих, видения Страшного суда и  видения битвы как Суда Божия, - совершенно непостижимая для обычного  человека. Святой князь Александр Невский был истинным духоносцем!..

И  поэтому вместе с сиянием воинского подвига святого благоверного князя  Александра Невского окружает сияние его личной святости. Князь Александр  проявил подлинное исповедничество перед Богом. Он жил Христом - и  Христос помогал ему. Александр Невский был истинным крестоносителем. Он  был страшно одинок, даже собственные дети предавали его. Его не понимали  современники - но зато поняли потомки. Как возгласил митрополит Кирилл  Киевский: «Чада! Солнце Земли Русской закатилось!» И народ возопил: «Уже  погибаем!» И когда князь своей десницей приял из гроба разрешительную  грамоту, это лучше, чем что-либо другое, сказало о его святости.

И  я не скажу, что сияние воинского подвига для него достаточно, - нет! Он  был и оставался святым человеком - каждый час и каждый день своей  жизни.

Святый благоверный великий княже Александре, моли  Бога о нас, моли Бога о России, чтобы выстоять ей во всех нынешних и  грядущих испытаниях!

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН  

Previous post Next post
Up