ПЛОЩАДЬ ПОБЕДЫ: НЕБЕСА И РИТМЫ

Apr 29, 2016 13:24



фото: http://panevin.ru/blog/sankt-peterburg_aerofoto.html

Сегодня мы решили сделать небольшой обзор, посвящённый одной из самых значимых площадей Санкт-Петербурга - площади Победы. Наша цель показать её достоинства для проходящего мимо или остановившегося там человека, так что исторических фактов будет по минимуму, но и совсем без них не обойтись.
[Дальше смотрим...]

Исторически сложилось, что это место называется Средней Рогаткой (были ещё Ближняя и Дальняя Рогатки, но сегодня эти топонимы уже не в ходу), поскольку когда-то здесь находилась вторая застава на пути из Петербурга в Москву. Из любопытного: в период между 1754 и 1971 гг. рядом с этим местом находился Среднерогатинский путевой дворец (арх. Ф.Б. Растрелли), который разобрали во время строительства площади, чтобы расположить его более гармонично… но так и не собрали.



Что представляет собой площадь Победы по своему замыслу? Это наполненный светом и небом южный портал в город, взывающий к памяти о его подвиге в годы Великой Отечественной войны. Центром композиции стал мемориал, открытый в 1975 г. (т.е. к 30-летию победы). С запада и востока площадь замыкается двумя похожими зданиями 80-х годов: гостиницей «Пулковская» (теперь Park Inn) и ВНИИ «Электростандарт» (теперь там бизнес-центр). За монументом с северной стороны - те самые дома-пластины, выполняющие роль пропилеев.



При движении из Москвы/Киева/Таллина/…/Аэропорта в город первым вы встречаете мемориал, посвященный блокаде и её прорыву (примерно в 15 км отсюда на юг начинались оккупированные территории). Главный архитектор монумента (и площади в целом) - Сергей Борисович Сперанский, один из самых выдающихся ленинградских архитекторов той эпохи, а скульптор - не кто иной как Михаил Константинович Аникушин, скульптор, творения которого ещё при его жизни попали в ряд классических образов Петербурга. Композиция построена на взаимоотношении высоченного (48 м) обелиска и разорванного кольца. Всё это окружено скульптурными группами.



С внутренней стороны по кольцу распределены факелы с вечным огнём, в центре - скульптурная группа «Блокада».







Спуск оформлен в традиционной для 70-х годов экспрессивной манере. Внутри мемориала находится музей блокады, но о нём мы ничего не будем рассказывать, потому что это выходит за рамки нашего беглого архитектурного зрителинга.



Здание гостиницы представляет особый интерес. Сразу же отметим, что белые квадратики фасада - это не сэндвич-панели, а настоящий камень, который так неожиданно вписывается в стандартную стилистику этой сети Park Inn. Гостиница спроектирована советско-финской группой (арх. В.С. Волонсевич, И. Вальяка, руководитель С.Б. Сперанский). Строительством занимались финны. Для зрителей, проходящих мимо, это пример того, что контраст цветов (чёрного и белого) и форм (с одной стороны мы видим «выдвинутые» вперёд пилоны, а с другой - они сами имеют вогнутости) может из совершенно монотонного ритма (окон и пилонов) сделать что-то совершенно не скучное.



С юга к пплощади примыкает Парк городов-героев, который достоин отдельного рассказа. А это военный ДОТ, поросший тополем.



С юго-востока к площади подходит Московское шоссе, на него тоже надо обратить внимание. Здесь архитектор как будто делает упражнение на ритм во множестве его проявлений. Прежде всего это ритм на уровне объёмно-пространственной композиции: идущие друг за другом корпуса лежащих и стоящих параллелепипедов. Тут же легко заметить торчащий красный новострой, который нарушает этот самый ритм.



Обратите внимание на окна лежащих параллелепипедов. Благодаря цветовым пятнам издалека создаётся впечатление, что этажи смещены друг относительно друга. Если подойти поближе, видно, что это не так. Это один из распространённых приёмов «управления» ритмом.



Здание ВНИИ «Электростандарт», хотя и выглядит похожим на здание гостиницы (смысл ясен: уравновесить композицию площади), создаёт более спокойное впечатление, опять-таки благодаря ритму фасада, который здесь попроще.



Ритмический рисунок Краснопутиловской улицы теперь очень быстро превращается в катавасию.

Так оформлен въезд на Московский проспект, одну из главных улиц города, чья ось прямиком направлена на шпиль Петропавловского собора (интересно, что улица на всём своём протяжении (9,5 км) от центра до окраины не теряет петербургской атмосферы):



На переднем плане дома-пластины, которые играют роль пропилеев. Пространство перед ними играет роль переходной зоны, чтобы сгладить сужение площади в Московский проспект. На заднем плане - симметричные здания Московского универмага, построенные в середине 60-х, также под руководством Сперанскго. Между пластинами и корпусами универмага - опять промежуточные пристройки.


Сам универмаг занимает нижние этажи двух корпусов, выше - жилая зона. Обратите внимание на места остекления в два этажа: это мастерские художников. Ну и конечно смотрим на нескучный ритм балконов торцевых фасадов.


Напоследок мы расскажем небольшую историю из нашей жизни, которая напрямую касается момента восприятия площади Победы. Как-то раз в нашем разговоре с некоторыми студентами старших курсов Архитектурно-строительного института (СПбГАСУ) речь зашла об этой площади. Оценочные мнения студентов о ней разделились. Один говорил, что площадь неважнецкая в том смысле, что плохо выполняет роль общественного пространства («Да никто туда и не ходит! Там людей вообще не бывает»). Другой говорил, что оно там и не нужно, ведь площадь - это прежде всего мемориал, но одно то, что выходя с шумного и закрытого Московского проспекта ты вдруг замечаешь огромное небо над головой, делает эту площадь невероятно крутой. Мы полностью разделяем последнее мнение.



зрительский опыт, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up