Мачтовые церкви Норвегии XII-XIII вв. (они же каркасные церкви, или ставкирки) - одни из самых древних деревянных сооружений, сохранившихся к нашему времени. Именно их самобытности посвящена книга Евгения Ходаковского «Деревянные мачтовые церкви средневековой Норвегии» (2015 г., СПб., Аврора) - очередной бриллиант в нашей коллекции. Вся информация в посте - как раз из этой книги. [Читаем познавательное...]
Расположенная на самом севере Северной Европы Норвегия долгое время пребывала вдалеке от многих бурных событий того времени и была, прямо скажем, догоняющим государством по отношению к соседним Дании и Швеции. Это позволило норвежскому искусству выработать и поддерживать на протяжении веков свои собственные уникальные приёмы. Кроме того, некоторая экономическая отсталость страны в известной степени стали причиной сохранности памятников деревянного зодчества: не было средств на перестройку деревянной церкви в каменную, чем всё время занимались их развитые соседи. Так Норвегия стала своего рода заповедником деревянной средневековой архитектуры Северной Европы.
Никакая самобытность не возникает на пустом месте. Некими пращурами деревянных мачтовых церквей Норвегии можно считать собственно корабли викингов. Эту связь можно разглядеть как на конструктивном (мачты кораблей и мачты как важнейшие элементы каркасной системы храма), так и на символическом уровне (с одной стороны, сами дома как таковые рассматривались викингами как сухопутные корабли, с другой - существует известная христианская аллегория церкви как корабля или даже конкретно как Ноева Ковчега).
Ещё один пращур норвежских церквей - так называемые «длинные дома», которые строились викингами и другими представителями германской культуры ещё в языческую пору. Примечательно то, что «длинные дома» имели (независимо) базиликальную типологию, то есть внутреннее пространство было разделено на три части, центральная из которых выделялась по ширине.
Ещё более близкими родственниками норвежских мачтовых церквей XII-XIII вв. можно считать деревянные храмы предшествующих столетий других северно-европейских стран: Британии, Ирландии, Германии, Швеции. Именно с этих земель будет распространяться само христианство на территорию Норвегии. Примером церкви-предшественницы, не слишком сильно подвергавшейся принципиальным реконструкциям, можно считать церковь Св. Андрея в Гринстеде (Эссекс, Великобритания) - единственный памятник деревянной архитектуры донорманского периода в Британии. В настоящее время она датируется 1013 годом, что делает её старейшей деревянной церковью, сохранившейся до наших дней.
Это церковь «частокольного» типа: вертикальные столбы вставлялись в специальные углубления в земле, где затем заваливались камнями. Вообще деревянные сооружения из вертикальных столбов - это то, что отличает архитектуру Северной Европы от архитектуры Восточной Европы, где использовались привычные нам срубы из горизонтально уложенных брёвен. Ниже приведена реконструкция возможного изначального облика церкви Св. Андрея. В XVI в. её поставили на кирпичный цоколь.
Изображение из книги "Деревянные мачтовые церкви средневековой Норвегии"
Сегодня неизвестно, существовали ли такие «частокольные церкви» на территории самой Норвегии, однако есть хорошие свидетельства существования там большого количества так называемых «столбовых церквей», которые встречаются в Скандинавии начиная с XI в. «Столбовая» конструкция представляла собой следующий виток эволюции: в землю вкапывались уже только угловые и некоторые промежуточные вертикальные опоры, а сами стены представляли собой каркасные панели, которые крепились на горизонтальные балки снизу и сверху. При такой конструкции минимум вертикальных столбов соприкасался с землёй, что увеличивало срок службы всей постройки.
По своей конструкции мачтовая церковь - это по сути та же «столбовая» церковь, поставленная на специально подготовленный каменный стилобат (то есть соприкосновения брёвен с землей больше не происходило). Вертикальные столбы-мачты устанавливались на специальные четырёхугольные лежни. Дерево было столь ценным ресурсом в Средние века, что нередко каждый столб-мачта был спонсирован отдельным человеком. Сверху на мачты укладывали поперечные балки. Так получался каркас будущей церкви. Этот каркас далее заполнялся вертикальными панелями, которые загоняли по специальным пазам. Кровля таких церквей обыкновенно была двускатной и покрывалась деревянной черепицей-лемихом.
Одна из самых выразительных декоративных черт норвежских мачтовых церквей - порталы, украшенные удивительной резьбой. Сюжеты этой резьбы отнюдь не на библейские темы. Они условно абстрактны и имеют языческий подтекст. Иными словами - для красоты. Нужно отметить, что использование языческих декоративных витиеватостей - характерная черта средневекового искусства той поры в северных странах. Вероятно, по той же причине появились и драконы на коньках (а может, это и снова отсылка к драккарам).
Кстати, вероятно, у своих предков-корабельщиков они заимствовали и технологию сохранения древесины, став регулярно просмаливать все элементы конструкции.
Внутреннее пространство мачтовой церкви, как и положено, всегда имеет две части: наос (основная часть) и хор (алтарная часть). Наос, как обычно, может быть разделён на три нефа или иметь крещатый план (то есть с трансептом - поперечным нефом). На этом сходства с каменными базиликальными аналогами не заканчиваются. В мачтовых церквях мы видим имитацию аркад и даже своеобразный трифорий (уровень над главной аркатурой), изображаемый андреевскими крестами.
Вообще, по плану наоса сохранившиеся норвежские мачтовые церкви (а их из около 1500 осталось менее 30) разделяют на «нефные продольные» и «нефные крещатые». Первые имеют выраженное развитие композиции по оси «запад-восток». Вторые же тяготеют к центрической композиции. Продольные храмы в свою очередь могут быть одно- или трёхнефными.
Оставшиеся две трети книги посвящены описанию одно- и трехнефных продольных мачтовых церквей времён расцвета, самой знаменитой из которых является церковь Св. Андрея в Боргунде (около 1180-1181 г.).
Мы без сомнения рекомендуем эту книгу всем любителям архитектуры (заинтересованные и так её не обойдут стороной). Эта книга открывает для нас совершенно особый мир, развивавшийся параллельно с русским деревянным миром. Однако определённый (правда, небольшой) уровень учёной занудности вынуждает нас поставить этот труд на «полку серьёзной литературы». Но это и не удивительно. Вообще говоря, это не просто познавательная книга, а монография учёного-историка (а не фунт изюма на постном масле).
Немного об авторе. Евгений Витальевич Ходаковский - кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой истории русского искусства исторического института СПбГУ.