Картье-Брессон -> Александр Лапин -> Шерье vs Каламкаров

Dec 24, 2009 02:47



Henri Cartier-Bresson

Совсем не помню момента, когда впервые увидел его фотографии.
Но точно помню, что комментарии к ним были с придыханием.
В смысле: работы его Гениальны, а сам он - Великий Мастер.

И все было бы замечательно, если бы то что я слышал/читал (комментарии)
и то что видел (сами фотографии) - совпало бы..
Некоторые фотографии понравились (правда, без трепета и восторга),
большинство же (из доступых в сети) - оставили равнодушным (по меньшей мере).

После этого остался неприятный осадок:
Как же так?
Неужели всем этим людям ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТАК нравится Картье-Брессон?
Неужели они видят и чувствуют что-то такое, что недоступно мне?
Или же это эффект такой, когда человек ПРИЗНАЕТСЯ Мастером,
всячески превозносится, и ты или соглашаешься,
или ты ничерта не смыслишь в хорошей фотографии.

Потом неприятность осадка как-то развеялась, да и сам он улегся.
Успокоился я и забыл о нем думать.

Пока не случился у меня фотографический ступор.
Когда уперся в потолок с вопросами: "как?" и "зачем?".

Саднили эти вопросы внутри так,
что не искать ответы на них было невозможно.

Многооо фотографий просмотрел за это время. Самых разных.
И плавно начал закапываться в историю и в теорию.
Больше всего интересовали самые выдающиеся мастера 20 века.
Их биографии, анализ их фотографий и их мысли по поводу.
И, естественно, я опять пришел к Картье-Брессону.

Я думаю, у сегодняшнего поколения есть одна проблема.
Оно так увлечено предметностью, что забывает о собственно фотографии.
Забывает создавать изображения, как это делают Картье-Брессон или Сальгадо -
два величайших из когда-либо живших фотографов, работающих в формате 35 мм.
Для создания фотографии они могут использовать любую тему, какой бы она ни была.
Они действительно создают фотографию, от которой получаешь удовольствие, огромное удовольствие.

А сейчас, каждый раз - одно и то же:
двое в постели, кто-нибудь с иглой в руке или что-то вроде этого, «Lifestyles» или ночные клубы.
Смотришь на такие и через неделю начинаешь забывать, через две недели - не можешь вспомнить ни одной.
Но ведь фотография тогда может считаться интересной, когда она западает нам в сознание.

(c) Арнольд Ньюман

Вот со всем вышесказанным согласен
За одним.. ну не то чтобы исключением..
Ну вот хоть убейте, но я не понимаю, почему?!
Что такого гениального в фотография Картье-Брессона,
что он "величайший из когда-либо живших фотографов"?!

Видимо настолько громко внутри меня этот вопрос звучал,
что Бесконечность сжалилась и решила помочь..

..

В ходе дальнейших поисков я наткнулся на Александра Лапина.

Сначала на упоминание о нем в статье о Грегори Колберте:

Критические замечания раздаются намного реже, но тоже имеют место быть.
Достаточно ясно претензии к фотографу выразил автор книги «Фотография как» Александр Иосифович Лапин.
Ниже я цитирую его ответ одному из посетителей сайта «lapinbook.ru» (скопировано с сайта 1 сентября 2009 года).

«А Колберт, что же Колберт.
Помощники находят мальчиков, тигров и слонов, дрессируют их годами,
а потом зовут Колберта: "Господин, все готово, можно снимать". Он и снимает.
Фотографии Колберта идеально подходят для глянцевого журнала.
Смотрите, как все прекрасно, тигры перестали поедать мальчиков, а слоны перестали их топтать.
Просто рай земной! Какие там китайцы, чеченцы, украинцы, и прочие враги, зачем думать о плохом.
Об атомном оружии, о грядущих катастрофах или конце света.
Ерунда все это. Живи спокойно, хавай все, что есть и, главное - потребляй, потребляй!
А потом придумают лекарства от всех болезней, и все эти потреб...и будут жить вечно! Вот это будет классно!

Невозможно себе представить что-то более ужасное, чем такая жизнь».

Меня, честно скажу, "Пепел и Снег" Кольберта до сих пор пробирает до мурашек..
А такой комментарий - просто как ушат холодной воды.

..

Чем дальше я искал читал, тем чаще мелькало эта фамилия..
Лапин, Лапин, Лапин..
И книжка его "Фотография как.."..

А потом я вспомнил,
что где-то у кого-то (не помню точно где и у кого),
было сказано об это книге примерно так:
"Это самая лучшая, самая полезная книга о фотографии,
которая когда-либо мне попадалась".

И я загорелся.
И купил ее на следующий же день,
несмотря на некоторые перебои с финансами,
несмотря на большую наценку (в Доме Книги).

И.. спасибо тебе, Бесконечность!





Александр Лапин "Фотография как..."

Читал оччень внимательно и вдумчиво.
С ручкой и пометками.
3 дня.
И буду перечитывать еще не раз.

С чем бы эффект сравнить?

Никакого прозрения и никаких раскладываний "по полочкам".

Это совершенно другой взгляд на фотографию.
Кардинально.
И гораздо глубже.

Эффект был больше похож на взрыв.
С разрушениями (собственных взглядов) и воронкой, на месте детонации (опустошенность) -
все как полагается.

Я со многим, написанным там, не согласен.
До хрипоты и категорически..

"А ты вернись лет через пять и перечитай" - ответ автора..

И нечего ответить..
Я ж зеленый совсем еще,
без ясных ориентиров
и без опыта в десятки лет.

"Не спешите, мне понадобилось почти 40 лет,
чтобы найти разгадку. Подождите и вы немного"

А мне всего 28..

И страница 292 (издание 2009 года):

11. Диалог о Брессоне

"Читатель: Я никак не могу понять,
что хорошего в этом вашем Брессоне.
И почему им так восхищаются?
Самые обычные снимки, ничего нового,
ничего интересного."

"Автор: Прекрасно вас понимаю.
Когда-то мне понадобилось лет 5 или 8, чтобы в этом разобраться.
Я показывал фотографии Брессона всем друзьям, фотографам, художникам.
И у всех спрашивал: "Что же здесь такого?
Объясните на понятном языке." ...

Вот такие вещи я и называю "Ответами Бесконечности".
Ты задаешь вопрос и получаешь прямой ответ.

Не скажу, что прямо вот так вот сразу понял и полюбил Брессона без памяти.
До этого еще далеко )
Но уже в пути.
По крайней мере к пониманию )

..

Но у Лапина, конечно, не только о Брессоне речь.

После это книги количество вопросов внутри меня
про фотографию и не только,
выросло примерно на порядок.

Правда, они не так сильно саднят, как те первые,
но голос то и дело подают.
Хотят отетов на себя
и в покое не оставят.

Ох чувствую, впереди долгий путь..
И спешка на нем ни к чему.



Шерье vs Каламкаров

Параллельно с чтением Лапина
я наткнулся на пост Нади Шерье:
http://nadya-sherye.livejournal.com/214734.html
Там жесткая критика первого ФотоБиеннале в Русском Музее

Потом на ответный пост Михаила Каламкарова:
http://kalamkarov.livejournal.com/589.html

И с тех пор внимательно слежу за обоими.
Читаю каждый их пост, и все комментарии к ним.
Подписываясь дополнительно на особо интересных людей, учавствующих в дискуссиях.

Например:
http://irchi-irchi.livejournal.com/ (не знаю, к сожалению, как зовут девушку)
http://oilprint.livejournal.com/ (Максим Железняков - коллега Михаила)

И вопросов становится все больше и больше..

И прежде всего их надо сформулировать..

Такие дела.

ФотоЛабиринт, ПотокМыслей

Previous post Next post
Up