I. Событіе, нынѣ воспоминаемое, по видимому печально: Пресвятая Дѣва на смертномъ одрѣ; тѣло Ея бездыханно; святые апостолы съ плачемъ готовятся къ Ея погребенію. Церковь между тѣмъ повелѣваетъ намъ не скорбѣть, а радоваться, и ради этой радости прекращаетъ дни поста. Гдѣ же источникъ этой радости?
II. а) Уже самое слово - Успеніе Божіей Матери показываетъ, что смерть Ея была необыкновенная. Это былъ сонъ самый сладостный, за которымъ скоро послѣдовало еще болѣе радостное пробужденіе. За нѣсколько дней до успенія, архангелъ Гавріилъ явился къ Ней съ радостною вѣстію о скоромъ соединеніи съ возлюбленнымъ Сыномъ. Въ то же время всемогущая сила Божія со всей вселенной собрала въ Іерусалимъ апостоловъ, чтобы они воздали Ей честь погребенія. Въ самый часъ кончины, необычайный свѣтъ осіялъ Ея храмину, какъ бы разверзлась кровля, и въ отверстомъ небѣ виденъ былъ Самъ Господь съ ангелами и святыми - исходящій во срѣтеніе Своей Матери. Апостолъ Ѳома, по особенному устроенію Божію, является послѣ Ея погребенія, желаетъ поклониться Ей: гробъ открыли, но уже не нашли въ немъ тѣла Богоматери. Въ такой дивной кончинѣ Преблагословенныя Дѣвы, къ утѣшенію всѣхъ, явилась съ особеннымъ торжествомъ сила Господа, Который смертію Своею и воскресеніемъ сокрушилъ жало смерти и изъ страшной и мучительнѣйшей сдѣлалъ ее для вѣрныхъ Своихъ послѣдователей радостною и блаженною. Здѣсь первая причина нашей радости.
б) Во-вторыхъ, мы радуемся о Преблагословенной Дѣвѣ, что Она, послѣ скорбей и страданій, которыми, по предсказанію праведнаго Сѵмеона, преисполнена была Ея жизнь, наконецъ получила награду, соотвѣтствующую Ея добродѣтели.. Преблагословенная Дѣва до самой блаженной кончины Своей умаляла Себя, смиряла, терпѣла; съ этихъ поръ начинается и Ея возвеличеніе и прославленіе. Пророкъ Давидъ провидѣлъ это возвеличеніе Приснодѣвы и въ радостномъ восторгѣ воскликнулъ: предсти Царица одесную Тебе въ ризахъ позлащенныхъ одѣта, преукрашена (Пс. 44, 40). Такимъ образомъ при гробѣ Богоматери обнаружилось новое значеніе смерти, данное Ей Воскресшимъ изъ гроба; будучи доселѣ наказаніемъ за грѣхъ, она сдѣлалась теперь свидѣтельницею добродѣтели, наградою подвиговъ, совершаемыхъ въ жизни. У гроба познается человѣкъ; вся жизнь его какъ бы выступаетъ наружу: клевета смолкаетъ, покровъ смиренія разоблачается, добродѣтель и правда торжествуютъ. И услышалъ я голосъ съ неба, говорящій мнѣ, пишетъ въ откровеніи тайновидецъ Іоаннъ, напиши: отнынѣ блаженны мертвые, умирающіе въ Господѣ. Ей, говоритъ Духъ, они успокоются отъ трудовъ своихъ и дѣла ихъ идутъ въ слѣдъ за ними (Апок. 14, 13).
в) Третью причину радости изъясняетъ церковная пѣснь: „въ молитвахъ неусыпающую Богородицу и предстательствахъ непреложное упованіе гробъ и умерщвленіе не удержаста". При жизни Своей Она была ходатаицею за бѣдныхъ предъ Сыномъ и ради Ея творились чудеса, когда еще не пришелъ часъ ихъ (Іоан. 2 гл.), почему сами Свв. Апостолы уповали на Ея молитвы и не могли не скорбѣть при мысли объ Ея кончинѣ. „Не оставлю васъ въ сиротствѣ по Моемъ преставленіи, - утѣшала Она скорбѣвшихъ, - не только васъ, но и весь міръ буду посѣщать: назирать и помогать бѣднымъ*. Исполнилось слово Ея. Превознесенная паче серафимовъ, Она стала могущественнѣйшею ходатаицею за всѣхъ, поистинѣ Матерію всего христіанскаго міра. Какой градъ, какая весь не познали спасающей силы молитвъ Ея? Кто и изъ насъ не испыталъ этой силы въ собственной жизни, если только съ вѣрою и упованіемъ прибѣгалъ къ НеЙ?
III. Вотъ почему св. церковь повелѣваетъ намъ не скорбѣть въ день Успенія Божіей Матери, а радоваться, и ради этой радости прекращаетъ дни поста.