Свт. Игнатiй (Брянчаниновъ)
Прежде нежели достигнемъ того молитвеннаго блаженнаго состоянія, при которомъ умъ непосредственно зритъ предстоящую кончину, и ужасается смерти, какъ должно твари ужасаться угрозы Творца, произнесенной вмѣстѣ съ заповѣдію, - полезно возбуждать въ себѣ воспоминаніе о смерти посѣщеніемъ кладбища, посѣщеніемъ болящихъ, присутствіемъ при кончинѣ и погребеніи ближнихъ, частымъ разсматриваніемъ и обновленіемъ въ памяти различныхъ современныхъ смертей, слышанныхъ и видѣнныхъ вами. Сколько знакомыхъ нашихъ, любившихъ эту земную жизнь и пользовавшихся благоденствіемъ въ ней, надѣявшихся долго жить и еще вовсе нестарыхъ, пожато смертію внезапно! Никто изъ нихъ не могъ сказать пришедшей смерти: «подожди! удались: я еще не хочу умирать!» Иные изъ нихъ не успѣли въ часъ или убиты; иные растерзаны звѣрями; иные легли на постель, чтобъ успокоить тѣло малымъ временнымъ сномъ, и уснули сномъ вѣчнымъ. Осмотримся вругомъ себя: какое множество родственниковъ, друзей и знакомыхъ, взятыхъ смертію, выбыло изъ нашего общества! Изъ нихъ славные оставили славу, власть и почести, богатые оставили имѣніе и деньги, накопленныя съ большимъ трудомъ, хранимыя съ большою скупостію. Смерть разлучила родителей съ многочисленнымъ семействомъ, супруга съ супругою, друга съ другомъ; она поразила генія среди великихъ дѣлъ его; она отняла у общества человѣческаго самаго нужнаго для него члена и въ минуты величайшей нужды въ немъ. Никто не могъ остановить ее и воспротивиться ей; никто не могъ спросить у нея отчета въ ея дѣйствіяхъ, столько непримиряющихся съ разумомъ человѣческимъ. Что на землѣ не суетно? что не превратно? что имѣетъ какое нибудь постоянство? Поистинѣ - одна жизнь во Христѣ, продолжающаяся за предѣлы гроба и развиваемая во всей красотѣ и свѣтлости смертію тѣла. Прочее же все - слабѣе тѣни, обманчиво, какъ сновидѣнія... Многолѣтніе труды человѣка ради тлѣнія уничтожаетъ смерть въ одинъ часъ, въ одно мгновеніе.
Уразумѣвъ краткость нашей земной жизни и суетность всѣхъ земныхъ пріобрѣтеній и преимуществъ, уразумѣвъ ужасную будущность, ожидающую тѣхъ, которые пренебрегши Искупителемъ и искупленіемъ, принесли себя всецѣло въ жертву грѣху и тлѣнію, - отвратимъ мысленныя очи наши отъ пристальнаго зрѣнiя на обманчивую и обворожительную красоту міра, удобно уловляющую слабое сердце человѣческое въ любовь къ себѣ и въ служеніе себѣ; обратимъ ихъ къ страшному, но спасительному зрѣлищу, - къ ожидающей насъ смерти. Оплачемъ себя благовременно; омоемъ, очистимъ слезами и исповѣданіемъ грѣхи наши, записанные въ книгахъ міродержца. Стяжемъ благодать Святаго Духа - эту печать, это знаменіе избранія и спасенія: оно необходимо для свободнаго шествія по воздушному пространству и для полученія входа въ небесныя врата и обители. Имѣніе неправедное - такъ названо Евангеліемъ всякое земное имѣніе, какъ слѣдствіе нашего паденія - употребимъ, по совѣту Евангелія, на пріобрѣтеніе небесныхъ сокровищъ обильнымъ раздаяніемъ милостыни. Употребимъ земную жизнь нашу, этотъ великій даръ Божій, соотвѣтственно назначенію, указанному ей Богомъ, на познаніе Бога, на познаніе самихъ себя, на устроеніе своей вѣчной участи. Не будемъ терять времени; воспользуемся имъ правильно: въ другой разъ оно не дается; потеря его невознаградима.
Изгнанники рая! не для увеселеній, не для торжества, не для играній мы находимся на землѣ, но для того, чтобы вѣрою, покаяніемъ и крестомъ убить убившую насъ смерть и возвратить себѣ утраченный рай.