Двойной удар, часть 2

Oct 28, 2006 23:11

или К вопросу о несварении у хтонических чудовисч
(начало здесь)







В 7:14 утра пассажирский поезд Ноглики - Южно-Сахалинск прибыл в Пугачёво - небольшое село недалеко от побережья Охотского моря к северу от перешейка Поясок. Вместе с нами, как ни странно, выходило ещё несколько человек - похоже, в городок строителей (да, в Пугачёво тоже есть трубопрокладческий кэмп; правда, в этот раз мы никого оттуда не беспокоили :). Погода совершенно ясная и бодрящая, кругом густой иней, солнце ещё только собирается взойти, над небольшим прудом у переезда висит лёгкий туман. Единственное движение в посёлке создают здоровенные строительные грузовики, даже в такое время снующие в кэмп и обратно. Нам же на этот раз в другую сторону; проходим окраины села за переездом - даже собаки ещё спят.

Домов немного, вид они имеют потрёпанный, но вполне жилой. Поднимаемся по развороченной грунтовке к строящемуся трубопроводу Сахалин-2 - широкая полоса земли распахана тяжёлой техникой, так что только мороз выручает нас от хлюпания по колено в глине. Некоторое время идём по трубе, потом она сворачивает налево в широкий распадок, нам же нужно на старую грунтовку, петляющую среди оврагов и в конце концов выходящую к берегу моря: заходить на грязевулкан лучше всего с неё. Перед поворотом любуемся начинающимся рассветом - Клоковский хребет на севере уже приобрёл нежно-розовый оттенок. В другую сторону открывается панорама на зубчатый хребет Жданко - едва ли не красивейшее место на перешейке, около 30 км от нас к югу.


 
 




(фотки кликабельны до ~900х600, все вместе весят около 3 Мб)
Этот день назначен отдыхательным - до вулкана около 6 км, а обратный поезд только в 4. Пугачёво - это крайний предел на север от Южно-Сахалинска, куда мне удавалось добраться, побродить и вернуться за один день, причём оба раза возвращение было невозможно без отлова попуток; так что наш ночной поезд с севера был уникальной возможностью посетить эти места без лишней спешки. Идём по дороге, тянущейся по гребню, и то и дело сходим с неё взглянуть на восходный пейзаж - Клоковский хребет как на ладони, внизу перед нами густая сеть оврагов и балок, разве что моря не видно. Слева тянется хребет Западно-Сахалинских гор, которые здесь не намного выше окружающих нас холмов; постепенно и его заливает оранжевым. Иней, тишина, морозный воздух - красота!..





 

Дойдя до широкого распадка, устраиваем привал - наконец-то горячая еда! Оказалось проблемой найти воду - к северу, со стороны грязевого вулкана, она почему-то чайного цвета (а болота тут есть разве что на самом вулкане), а к югу - приходится шарить метров 500, зато в процессе можно вдоволь наесться брусники, черники и промороженной клоповки (она же красника - ещё один сахалинский эксклюзив, ягода размером с клюкву и с ярким запахом, лично мне клопов ничем не напоминающим). И ещё можно попытаться в очередной раз запечатлеть стремительно тающий бахромчатый иней.


 



 

Пока предавались чревоугодничеству с видом на горы, дорога тоже успела растаять и за первые 200 метров наши ботинки утяжеляются на пару килограммов каждый - намокший алеврит беспощаден, а коры выветривания, его поставляющие, тут везде. Кстати, настоящее бедствие - когда оно высыхает, то замечательно переносится; кто был в Южном в ветреный летний день, запомнит зверскую пылищу, летящую за потоком машин, надолго. К нашему счастью, ближайший отворот налево, куда нам и нужно, уже успел зарасти травой. Проходим по грунтовке вдоль ЛЭП, пока она не сходит на нет за следующим оврагом, и углубляемся в лес, произрастающий уже непосредственно на вулкане.

Пугачёвский грязевой вулкан представляет собой яркую геологическую/геоморфологическую/ландшафтную аномалию и выражен в рельефе в виде обширного свода диаметром километра 4, в центре которого находится главное грязевое поле, а несколько восточнее к северу и к югу от него есть побочные "кратеры" (точнее - небольшие грязевые поля), кстати, не обозначенные на 2х-километровке. Недавно в сети появились космические снимки высокого разрешения на значительную часть Сахалина, в том числе и на этот район, что в немалой степени помогло нам подобраться к вулкану почти всё время по дорогам. Аномальность места заключается в том числе и в том, что реки и ручьи обходят вулкан стороной - похоже, он довольно быстро поднимается. На вид из космоса, это классическая кольцевая структура, образцово-показательная - разные генерации сопочной грязи сформировали концентрическое строение вулкана, отлично видное на космоснимках. На местности же оно почти не заметно - сама поверхность плоская как блин и слегка возвышается к центру. Занята она елово-лиственничным лесом различной степени чахлости, от практически нормального у краёв и на подступах к центру, до полностью уничтоженного на обширных травяных болотинах в середине пути. Болотом это даже не назовёшь - высокая трава на кочках, между ними вряд ли глубже метра (собой не меряли :). То и дело встречаются группы деревьев (в основном лиственниц), возле корней у которых нормальные куртинки с грунтом и всякой лесной растительностью, а между корнями - дыры с водой. Пробираться через это быстро не получается, к тому же мы сперва решили посетить южный побочный кратер - на северном я был ещё в 2004 году и признаков активности не обнаружил. Через некоторое время выбираемся к нему, и оказывается - работает!


 




Поляна в форме почти правильной окружности, центр примерно на полметра выше краёв и залит свежей грязью, засохшей и растрескавшейся. Основной поток грязи ушёл в сторону, погубив пару лиственниц - но было это явне не позже нескольких месяцев назад. Чёткая концентрическая структура поляны видна в растительности, которая уже освоила почти все края и кое-где приблизилась к центру. В центре же - несколько совсем маленьких (10 - 30 см высотой) конусов, на одном из них видны потёки свежей грязи - серое однородное на вид вещество, не имеющее ни запаха, ни сколько-нибудь отличной от окружающей температуры. Ходить по этому всему можно совершенно без опаски - даже ботинки пачкаются меньше, чем на давешней дороге. В засохшей грязи то и дело попадаются кристаллики кальцита и прочие камешки в основном осадочного происхождения, явно родом из глубины. Грязевые вулканы обычно возникают на перекрёстках крупных разломов, если благоприятствует гидрогеологическая обстановка; они же являются хорошим поисковым признаком на нефть - так в Азербайджане, Туркмении, на Таманском полуострове, но не здесь. Нефть тут сааавсем в других местах, на северо-восточном побережье её больше всего. Тут же разломы явно не дремлют, раз потоки глубинного вещества в состоянии откалывать столько щебёнки со своих каналов.

Устраиваем очередную фотосессию и через некоторое время двигаемся к основному грязевому полю - круглой поляне с километр в диаметре, в центре которой я 2 года назад наблюдал столь же правильный по форме блин из засохшей грязи. Полчаса по азимуту - и знакомое поле перед нами. Но что-то явно не так. Центральный конус - мини-вулкан высотой в метр с побулькивающей в жерле вязкой грязью, столь приглянувшийся мне в прошлый раз - отсутствует напрочь, вместо него невнятный пупырёк, как и на малом поле; зато вокруг натекло изрядно, и уже успело высохнуть до состояния такыра. Граница этого гигантского миндального печеньица - опять же, правильная окружность. Проходим метров 100 на восток и видим ещё один недавний центр извержений - группу сильно разрушенных конусов и грязь вокруг, рассохшуюся в радиально-концентрической форме. Впечатление такое, как будто здесь побывали пришельцы - впрочем, это мы и есть.


 



 

Дальше к востоку творится и вовсе что-то несусветное - подступавший к вулканной поляне лес залит свежей грязью, из которой кое-где торчат аки скелеты высохшие ветки и стволы лиственниц. В одном месте видим следы трещинных извержений - гряду высотой около метра, образованную из сросшихся конусов. Сами конусы тоже встречаются, но ни один из них не проявляет заметной активности, а многие и вовсе полуразрушены. Зато появилось что-то ранее невиданное - площадки грунта шириной в несколько метров, где грязь не так тверда, и при наступании кое-где прёт из трещин. Если же прыгнуть, то поверхность под тобой явно ходит ходуном, а в наиболее слабых местах жидкая грязь льётся наружу. Становится очевидно, что за время моего отсутствия произошло извержение, и не из самых слабых - по слухам, этот грязевулкан извергается примерно раз в 4 года, а мы сейчас застали уже последствия. В грязи снова попадаются свежего вида камешки - в 2004 году здесь я их не видел. Зато видел заполненную водой яму (отсюда иногда берут грязь для грязелечебницы в Синегорске, если не ошибаюсь) с шалашиком-скрадом для охотников - сейчас ни от того, ни от другого не осталось и следа. Успели осмотреть почти всё грязевое поле, когда увидели приближающихся к нам трёх человек - оказались геологи из Южного, проводившие полевое обследование. Они подтвердили, что было извержение и остались делать свою работу, мы же, посетив на прощанье расположенную в сторонке группу "паразитических" конусов, пошли обратно. Эта группа - чуть ли не единственное, что сохранилось с прошлого раза без особых изменений, в том числе и изящный "вулканический хребет" высотой около метра и длиной метров 10.



Зайдя в лес, скоро наткнулись на геологическую "тропу" и по ней в рекордные сроки выбрались с вулкана, даже не замочив ног - она успешно обходит пару наиболее задержавших нас болотин. Вышли туда же, обратный путь был известен, так что добрались до станции в срок и не напрягаясь, даже на трубе грязь оказалась вполне проходимой по следам какого-то монструозного экскаватора. Главное испытание, как оказалось, ждало нас позже. Выглядело это так: подходит Тымовский поезд в Южный, к нему подтягивается, помимо нас, человек 15 местных. Открывается дверь вагона (но подножка не опускается!), из неё высовывается проводница - "мест нет!". "- А стоя?" - вопрошает хор страждущих (дневной поезд тут один - этот самый, другой проходит в 7 утра, как раз на нём мы и приехали; билетов же не продают в принципе, так что нормальная практика в подобных случаях - ехать стоя, за Взморьем нередко набивается до полвагона стояльцев). "МЕСТ НЕТ!!" - и рожу кирпичом. Тут вмешивается Фортуна в лице старенькой бабульки, которая к этому моменту дошла до выхода из вагона и собирается сойти - так что "спустить трап" волей-неволей приходится. Воспользовавшись этим, начинаем внаглую переть в вагон, подкрепляя прорыв репликами о саботаже и всеобщем бардаке - ловить машину втроём в понедельник дело малопродуктивное. Силы противника дрогнули, и вот мы в транспорте! Выясняется, что вместо обычных двух пассажирских вагонов пустили один, и тот забит студентами, едущими в Южный из дальних весей. Следующая станция - Тихая, войти пытается человек 5, но их участь незавидна: сходить с поезда тут некому, а проводница всё так же непреклонна; да, иногда фразу "Гвозди бы делать из этих людей" хочется трактовать как "молоток по затылку плачет". Похоже, из отправленных восвояси за всё время следования поезда можно было бы набрать ещё один вагон. Впрочем, проводница, похоже, восприняла своё поражение тяжело, ибо денег с нас так и не взяла - 2 раза предлагали. Приехали в Южный как и положено, в 8 вечера, немедля укатили домой - вылазка удалась. Оставалось только вымыться и выспаться за 2 прошедших дня - это не считая отснятых гигабайтов и ненаписанных ещё мегааччотов. :)

Сахалин, фото, вылазки

Previous post Next post
Up