Реальные и желаемые жизненные достижения

Jun 05, 2017 11:48



отсюда http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=2174
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема самореализации. Жизненный успех, реализация с помощью собственных усилий заложенных в человеке возможностей - это важные составляющие его жизни, наиболее значимые цели, к которым он стремится.

Данной проблемой в нашей стране с различных позиций занимались многие видные ученые (Ананьев Б.Г., Абульханова-Славская К.А., Демиденко Т.М, Коростылева Л.А., Степанова Е.И. и др.). Согласно существующим в отечественной психологии представлениям о самореализации личности, сферу интересов этой проблемы, решаемой психологами, философами, педагогами и социологами, составляют мировоззренческая природа самореализации личности, стратегии ее жизненного пути, жизненные перспективы, достижения и ценности.

Маслоу отмечает, что "люди зрелые, с высокой степенью самоактуализации" - это "люди, имеющие реальные жизненные достижения и развившие свои личностные возможности". При изучении половых особенностей самореализации студентов мы решили проанализировать наиболее значимые реальные и желаемые жизненные достижения.

Использовалась анкета "Наиболее значимые жизненные достижения", разработанная нами специально для данного исследования. Респонденту предлагалось в свободной форме перечислить сначала реальные, затем желаемые жизненные достижения. После этого все данные распределялись по основным жизненным сферам по частоте встречаемости. Объектом исследования явились 20 юношей и 49 девушек, всего 69 человек, в возрасте от 18 до 22 лет.

В результате анализа выделены следующие сферы: профессиональная, социальная, финансовая, психологическая, физическая активность, "увлечения, хобби". В профессиональную сферу вошли категории: "карьера и работа" и "образование и обучение". В социальную сферу: "семья", "любовь", "отношения с друзьями, коллегами, родственниками, знакомыми", "друзья", "общественная жизнь". В сферу "финансы": "материальная прибыль, обеспечение" и "улучшение условий жизни".

В среднем, девушками было указано 3,0 реальных жизненных достижения и 3,3 желаемых. Юношами - 3,3 реальных и 3,4 желаемых. И у юношей, и у девушек самые главные реальные жизненные достижения касаются сферы "образования и обучения". На втором месте по значимости у юношей находятся достижения в "работе и карьере", у девушек - достижения в психологической сфере: "развитие внутреннего мира", "способность к самореализации", "умение быть самой собой" и др.

Реальные жизненные достижения в социальной сфере ("семья", "любовь", "отношения с друзьями, коллегами, родственниками, знакомыми", "друзья", "общественная жизнь") занимают третью позицию, и у юношей их больше, чем у девушек (29,5 и 19,7% соответственно). У девушек мало представлены достижения в сферах "любовь" и "семья". У юношей достижений в этих сферах больше. Различия статистически достоверны (при р?0,05). В наименьшей степени как у юношей, так и у девушек представлены достижения в сфере "материальная прибыль, обеспечение". У юношей нет ни одного упоминания этой категории, у девушек же достижения в этой категории составляют всего 1,4%.

Относительно желаемых жизненных достижений можно заключить, что у девушек на первой позиции находятся достижения в сфере "Семья" (30,4%), а на второй - достижения в "карьере и работе" (26,7%). У юношей приоритеты расставлены противоположным образом: первое место - желаемые достижения в сфере "карьера и работа" (29,2%), второе - сфера "семья" (15,4%). Статистически значимые различия в желаемых жизненных достижениях обнаружены только по сфере "Общественная жизнь" (при р?0,05), более представленной у юношей.

Итак, жизненные достижения студентов в основном относятся к двум сферам: профессиональной и социальной, которые в студенческом возрасте являются наиболее важными линиями развития. Большинство реальных жизненных достижений как у юношей, так и у девушек (33,8 и 37,2% соответственно) относятся к категории "Образование и обучение". Таким образом, в представлениях студентов (независимо от пола) важнейшие события их жизни связаны прежде всего с профессиональным самоопределением и становлением. Половые особенности проявились в описании желаемых жизненных достижений: девушки в большей степени ориентированы на достижения в сфере "Семья"(30,4%), а юноши - в сфере "Карьера и работа"(29,2%).

Разница между реальными и желаемыми жизненными достижениями указывает на направления развития.

Гусева О.А.

http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=2174

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Previous post Next post
Up