Оригинал взят у
akzk в
14. Теория неврозов Карен Хорни. Лечение.Эмоции.
Здесь я редактировал Колесо эмоций Р. Плутчика и компилировал его с основами теории К. Хорни. Но, проснувшийся во мне дизайнер сделал эту схему - "более лучшую" схему базовых и сложных эмоций. В размере 1300х1500 открывается в новом окне.
Значение эмоций в формировании невроза является определяющим - ребенок в первые годы жизни формирует представление о себе и о мире не логически, не вербально, а в большей части - эмоционально. Понимание этого значения необходимо для избавления от невроза.
Роль эмоций.
Эмоции - адаптивный эволюционный механизм, который помогает решать вопрос выживания и размножения живых организмов. Их роль - информирование, активация и мотивация животного для реагирования на изменения во внешней среде, на изменения внутри его организма или для удовлетворения его биологических потребностей. Эмоции имеют разную интенсивность, чтобы живые существа могли определить значимость тех или иных воздействий или событий.
Для человека роль эмоций несколько шире - это дополнительная оценка функционирования его собственной личности и личностей других людей. При этом эмоция - это комплексная реакция всего организма, активирующая или расслабляющая мышцы тела, внутренние органы, задействующая память, когнитивные образы, воображение, вербальную сферу.
Смысл появления той или иной эмоции - сформировать у человека субъективное отношение к чему-либо или к кому-либо и подтолкнуть к определенному действию. Особенность человека в отличие от животных (не дрессированых) состоит в том, что он может действовать вопреки своим эмоциям, выбирая в виде мотивирующей системы условные, воображаемые социальные конструкции и представления (хорошо-плохо, польза-вред, добро-зло, правда-ложь).
К эмоциональному аппарату у человека прилагается и механизм его подавления, доставшийся от животных. У них он используется только в крайних случаях, например - для уменьшения страданий раненного животного или животного, попавшего в западню, из которой оно не может выбраться.
В этих безвыходных случаях, для сохранения сил естественным путем подавляется активность - эмоции перестают восприниматься как команды к действию. Единственной доступной к ощущению эмоцией остается тревога, как сигнал неблагополучия и запасной клапан для психической энергии. И ее сила пропорциональна степени подавления спектра всех вытесненных эмоций.
Человек же с детства учится вытеснять свои неуместные, по мнению родителей, эмоции -враждебность, радость, печаль, неприязнь и т.д. Поэтому, в случае невроза, удовольствие, которое испытывает здоровый человек от действий диктуемых ему его живыми эмоциями, заменено у невротика удовольствием от снижения уровня тревоги.
Если уровень тревоги у человека и животного становится непереносимым или становится очевидным, что ситуация полностью безнадежна и естественная эмоциональная (и поэтому - деятельная) жизнь исключена, то включается механизм подавления тревоги - депрессия. Это режим полного подавления отрицательных ощущений. Но, так как эмоциональная сфера является цельной и неразделимой, то остатки положительных ощущений подавляются тоже.
Единство и цельность.
Аппарат эмоций является ядром подлинного Я, его первичной мотивирующей системой, которая неотделима от телесных реакций.
Правильное обозначение объектов для естественного проявления выданных по умолчанию вместе с телом каждому ребенку комплектов эмоций - это, по сути, основная задача развития здоровой личности.
Чему радоваться, а чему - нет, чего бояться, а чего - нет, с кем бороться, а с кем согласиться, с какой интенсивностью, в каких случаях, что в этих случаях делать - не конфликтующие (но уравновешивающие) между собой и дополняющие друг-друга внутренние ответы на эти вопросы дают возможность получать удовольствие от жизни. В этом случае собственные эмоции становятся идеальным подсказчиком и мотиватором.
Однако, при неврозе дело обстоит по-другому и эмоции почти всегда - худший советчик.
Отчуждение от себя и центральный конфликт.
Естественные эмоции невротика в детстве подверглись надругательству со стороны взрослых, частично или полностью были вытеснены и, являясь ядром Я, утащили в область презираемого и неосознаваемого личностную конструкцию, определяемую как подлинное Я.
Родители неосторожно вторгались в цепочку «ощущение - оценка (плюс-минус) - эмоция - оценка (плюс-минус) - действие - оценка (плюс-минус) - ощущение». Невроз начался там, где происходило прерывание естественного течения эмоций.
Родители по своему (необъяснимому для ребенка) невротическому убеждению давали оценку внешним событиям, поведению ребенка, его ощущениям и действиям, манипулируя положительными или отрицательными обозначениями. Не всегда последовательно и почти всегда без учета особенностей эмоционального и интеллектуального развития ребенка в каждом возрасте. Так, через наказания и поощрения ребенок может научится не замечать естественного ответа организма и реагировать на препятствия не гневом, а страхом, на дружелюбие - неприязнью, на любовь - презрением, на враждебность - радостью.
Результаты такого невротического воспитания надежно закрепились в культуре и самоощущении человека. Это и «бабочки в животе», «сердце остановилось», «ёкнуло и похолодело в груди», «ватные ноги» - явные телесные реакции страха, беспокойства и тревоги, неотъемлимо прилагаемые к эмоциям любви и доверия.
У невротичного родителя всегда есть как минимум две бессознательные системы ценностей, отражающие его внутренний конфликт, а родителей может быть двое, а значимых других (бабушки, тети, воспитатели, учителя) еще больше. И может случится так, что
В некоторых крайних случаях эмоции могут быть полностью запрещены сознанием - это значит, что для возникающей эмоции нет конкретного действия и эмоция никак не обозначена. Она может просто возникать и не иметь выхода или способа снижения напряжения. Это порождает паническую атаку.
Когда последовательность воздействий на личность ребенка становится для него привычной, то причины и поводы реакций на его поведение или оценок внешних событий вычеркивается из его сознания. Его эмоциональные реакции становятся автоматическими и не критикуются сознанием. В дальнейшем обсуждаются лишь переживания, последствия эмоциональных катастроф и их внешние причины.
При этом эмоциональные сигналы подлинного Я гасятся еще на подлете к сознанию. Например, если радость и беззаботность каралась наказанием, то в моменты радостного возбуждения наступит его рефлекторное торможение и возникнет тревога.
В результате при неврозе для личности смещается значимость различных (внутренних и внешних) факторов и невротик испытывает те же самые эмоции, что и здоровый человек. Только по другим поводам - поводам, диктуемым сформированным невротическим Я.
У невротичного родителя в арсенале воздействий на ребенка есть гиперторофированный страх, нездоровый интерес, удушающая любовь, деланное разочарование, искренняя злость, фальшивая радость. Но, его главным оружием является палка с названием стыд-гордость. Это межличностная производная от базовых эмоций отвращение - приятие.
Невротик не способен испытывать подлинные эмоции, поэтому их смесь в виде приятие+радость=любовь ему недоступна. Именно дефицит приятия и радости по отношению к себе чувствует ребенок на протяжении своего детства. Этот дефицит восполняется отвращением к ребенку (в том естественном виде, в котором этот ребенок есть), неприязнью к его личности и неодобрением его поведения.
Стыд (отвращение к себе) - практичный социальный инструмент, который изначально появился как метод регуляции полового поведения в племенах и доисторических сообществах. Изгнание из группы не адекватного соплеменника для этого индивида было равносильно смерти.
В семье демонстрация отвращения и пристыживание ребенка инстинктивно воспринимается им как угроза смерти. При этом для ребенка может оказаться стыдно быть непослушным и стыдно быть робким, стыдно плохо учиться и стыдно умничать, стыдно быть отстающим и стыдно быть самым первым… Сейчас чувство стыда распространилось на все без исключения формы человеческой деятельности или поведения и используется для манипуляции им совершенно произвольно. Что угодно может трактоваться как стыдное. Стыдно быть бедным и стыдно быть богатым, стыдно быть глупым, стыдно быть умным, стыдно протестовать, стыдно соглашаться и т.д. и т.п. в зависимости от точки зрения, контекста или системы ценностей.
В любом случае и говоря образно, стыд (отвращение к себе) - это отталкивающая пружина которая закладывается родителями между эволюционно-совершенным и уравновешенным эмоциональным ядром подлинного Я ребенка и деформированным эмоциональным ядром его фальшивого невротического Я. При этом в самом раннем детстве невротическое Я ребенка (сознательно или бессознательно) имеется только в голове родителя, но постепенно через воздействия оно интроецируется ребенком и в последствии воспринимается как собственное.
Степень деформации и форма деформированного ядра невротического Я определяется особенностями научения, а отталкивающая сила «пружины» - степенью невротизма родителей.
Сила стыда как инструмента воздействия состоит в том, что ребенок в возрасте от 3 лет и выше активно формирует собственное Я на основе реакции на него окружающих его людей и собственного подражательного поведения. И сравнение его поведения, интеллектуального уровня, навыков с высокими идеалами или другими людьми почти всегда не в его пользу. Ребенок страстно хочет стать таким же как взрослые и готов пожертвовать Собой ради того, чтобы быть ими принятым.
Таким образом, история самоотчуждения и формирования центрального внутреннего конфликта у любого невротика может быть описана следующим образом:
Принятое ребенком как неизбежная данность отвращение родителей (не будь таким какой ты есть / вообще не будь) субъективно ощущается им как стыд. После окончательного формирования личности (лет 25) отвращение к себе испытывается все реже, т.к. к этой эмоции все больше примешиваются злость и печаль. В готовом и созревшем (описанном у К. Хорни) виде невротик получает отвращение+злость=ненависть к себе и отвращение+печаль=презрение к себе.
При этом вживленная в детстве эмоция отвращения к себе продолжает отталкивать человека от самого себя, усиливая параллельное невротическое Я, состоящее из осколков (часто острых осколков - аффектов) и эрзацев натуральных эмоций. Вся личность, ее эмоциональное ядро (а фактически два ядра), интеллект, воображение, способность к планированию, память, тело обслуживают эту неустойчивую конструкцию. Представления о себе, о других и мире в целом формируются так, чтобы естетвенно возникающая эмоция подлежала подавлению и избеганию.
В этом контексте отторгнутое отвращением к себе подлинное Я вполне можно назвать внутренним ребенком.
В какой-то момент cтыд распространяется сам на себя и запирается как ключом своей производной - невротической гордостью. В этой ситуации неосознанности отвращения к себе можно говорить о рекурсии (самоповторении) стыда внутри самого себя. Например, когда перед знакомством с человеком становится стыдно от того, что перед ним может быть за что-то стыдно.
Отвращение к себе является основой для ощущения непринадлежности к людям, неполноценности и инаковости. Вынесенное во вне (экстернализированное) - оно порождает страх неодобрения, боязнь отвержения и покинутости, без разбора преувеличивая субъективную ценность других людей и возбуждая ненасытное желание соответствовать, угождать, нравится, оправдывать ожидания, быть как все.
Родительское неодобрение, неприязнь и отвращение играет определяющую роль и в формировании конфликта внутри невротического Я. Если враждебность ребенка одобряется, а отвращение вызывает смирение и страх, то ребенок учится гордится своей агрессивностью. Если наоборот - то смирением. А, если неприятием встречалась любая деятельная активность ребенка, то его спасением становится высокомерие, а конечной целью - отчуждение.
Единственный способ полной разблокировки естественных эмоций - это демонтаж всего невротического Я. Для этого надо осознать структуру, форму, размеры, причины и историю строительства этого фальшивого Я. Надо понять, что имплантированное родителями отвращение к себе - не настоящее. Им оно тоже было вживлено против их воли. Надо понять, что соответствие многочисленным и противоречивым требования других людей невозможно по определению, а значит стыд - не имеет практического смысла. Осознание переобозначает объекты, которые вызывают эмоции и создает новые, адекватные действительности, когнитивные образы.
Кроме анализа и самонаблюдения могут помочь ведение протокола дисфункциональных мыслей; упражнения гештальт-терапии с акцентом на выяснение: чьи это эмоции, ради кого они испытываются, кому они посвящены (всегда выясняется, что родителям), когда возникали подобные, в каких обстоятельствах; висцеральный массаж и самомассаж мышц (в первую очередь живота, шеи, диафрагмы и межреберных) для разархивирования подавленных эмоций и образов. Работа с образами.Поведенческая терапия - для тренировки эмоциональных проявлений подлинного Я.