Как изменяется Школа

Oct 16, 2019 12:36




Школа (думал о психологической, но речь о любой) есть феномен не только (и не столько) методологии, сколько смысла (духа). Люди собираются вокруг автора Школы, как разделяющие либо его методы (форматную часть), либо его смыслы, либо то и другое. Финансовый или эмоциональный факторы играют временную роль.

Притом методы вторичны. Они всегда созданы автором из смысловых предпосылок, ключевых для него в своей области. Более того, методы часто дорабатываются последователями, тогда как исходные смыслы обычно рождены Основателем. С его смертью последователи делятся на три группы, разделяющие:
1) методы (без принятия базовых смыслов) - это «формалисты»,
2) смыслы (без понимания базовых методов) - это «спиритуалисты»,
3) базовые смыслы и методы - это «универсалы».

Далее только Универсалы сохраняют относительную монолитность благодаря исходной смысловой связи. Формалисты постепенно синтезируют для объединения смысловой комплекс, отличный от того, который транслировал Основатель. В этом процессе они испытывают несколько разделений. Спиритуалисты, не в силах проявить себя методологически, примыкают к Универсалам или рассеиваются.

Сказанное можно спроецировать на историю любого учения, движения, направления науки.
Previous post Next post
Up