Слушая Шульце - 3

Aug 03, 2019 15:59




На иллюстрации - картина Константина Васильева "Лесная готика" (1973)

Я получил вопрос - а как изложенный опыт соотнести с православной верой?

Мне импонирует здесь позиция покойного Владимира Махнача, который, будучи не только истово православным, но и имперцем, монархистом и русским националистом, посчитал для себя за честь и обязанность войти в редакционный совет астрологического журнала "Урания". Как он говорил: "Представляете, какая бесовня там вертится?" - имея в виду конкуренцию с бесовнёй за место и тему.

С другой стороны, глубоко уважаемый мною современный богослов священник Георгий Кочетков предупреждает о недопустимости смешения богословия и, скажем так, менее высоких истин, которые, безусловно, есть, например, в практике йоги. Такое смешение обычно для немалого чила околоправославных «синтезаторов».

Область Творения, в которой действуют экстрасенсорика, ведовство, астрология и многие подобные практики - сама по себе гораздо шире этих практик. Действительно, не стоит её смешивать с ними. Достаточно вспомнить "теорию поля" Курта Левина и расстановки Берта Хеллингера - трендовые направления психологии, которые осмысляют и используют по сути те же энергии. Но и здесь мы только по краю касаемся этой обширной области естественного бытия.

Если даст Бог сил и воли, я постараюсь завершить большую строго научную работу проникновения в смыслы многих практик/теорий такого рода, а также некоторых новаторских работ близкой тематики. Это, прежде всего, из отечественных, разработки Сухоноса, Николая Пэрна, Гончарова/Макарова/Морозова (ИДСЗ), Бартини/Кузнецова, Козырева и других. Близко к теме подходили Кондратьев в экономике (длинные циклы) и Грейвс/Кэли в математике (октонионы, послужившие основой для теории струн).

В тему, которая, на мой взгляд, в будущем кардинально изменит общественные отношения, можно войти не с чёрного хода (как оккультизм), а с парадного. Магия насилует Естество, делая вид, что Бога нет, а мудрость учится у Творения и действует в нём синергично с Богом. "Блажен познавший тайны силы знаков/ Чрез православных таинств естество". Ритмы и знаки используются церковью повсеместно (3, 7, 12, 40 и т.д.), но церковь сюда ещё богословски не раскрыта - здесь дело огромного будущего (которое пытаюсь приблизить). Церковь не только синтез искусств (по Флоренскому), но и совокупность наук - правда об этом требует восстановления.

Мы можем открыть это на русском языке, с нашим культурным и вероучительным акцентом. Сделать век новой парадигмы нашим веком. Повести человечество узким путём, проторенным нами сквозь лес нового расширения сознания, полный смертельных опасностей - и уберечь людей от бездны его ловушек (что без Бога будет невозможно).

Ничто из сотворённого свыше не может быть небожеским, а эти энергии (информационные и прочие) - часть Его мира. "И камня не отдам врагу" - говорила св. Мария (Скобцова) о том, что нет ничего в естественном мире вражеского, бесовского, но есть - присвоенное духом лжи и человекоубийства. Число (666), знак (перевёрнутая звезда), цвет (красный) - украдены, как украли ЛГБТ знак радуги у Библии. 666 в Писании - знак богатства Соломона, звезда вниз вершиной - знак сходящего Духа на иконе Рублёва, «красный угол» - место икон.

Когда-то, в искусственных рамках плоскоземелья, а затем - птолемеевой центральности Земли - церковь изменила универсализму богословия, забыв пытливую любознательность студента Афинской Академии св. Василия Великого. С развитием науки она богословски устранилась от всецелого осмысления Творения, и счастливые (но какие!) исключения Джона Полкинхорна и Йена Барбура лишь подтверждают современное правило. Моя цель - способствовать выводу церкви из маргинального положения в науке и обществе. Бог не маргинал. Эпоха даёт нам шанс взлёта богословия на высоту 8-го псалма, где человек возносит познание мира к Богу, а Бог кладёт мир к его ногам. Мы можем жить в совсем ином духе, в иных отношениях - новым взором видя себя и друг друга, мир здешний и вышний.

Целокупное осмысление всебытия, в которое я вошёл 45 лет назад, ведётся многими людьми разных культур и вер, оно распространяет взор и на пакибытие, и на небытие, обнимая и бытийные страты, лишь приоткрытые современному познанию. Барионная и прочие части вселенной, её активные и свёрнутые измерения, её масштабные октавы и ритмы - мы видим в узком спектре физики, тогда как «в ней есть любовь, в ней есть язык», вселенная взаимодействует с нами гораздо шире - и мы не умеем пока ответить ей умно, софийно, не понимая её языка.

«О, тоска! Черезъ тысячу лѣтъ
Мы не сможемъ измѣрить души:
Мы услышимъ полётъ всѣх планетъ,
Громовые раскаты въ тиши...
А пока - в неизвѣстномъ живёмъ
И не вѣдаемъ силъ мы своихъ,
И, какъ дѣти, играя с огнёмъ,
Обжигаемъ себя и другихъ».

Как не вспомнить тут эти слова провидца? Духовный подвиг в сочетании с подвигом научным создадут новую культуру и новое общество, которые будут ближе вышнему достоинству человека. Шаг этот могут назвать и психологической революцией, и одухотворением технологий (по Бердяеву). Он, если сбудется, выведет и земное общежитие, и небесно-земную церковь на широту истинного космоса, ждущего истинного человека, для которого физика - лишь подножие для шага в высь Естества. Но это будет лишь частью далёкого пути. «Идеже аще восхощет Бог, побеждается естества чин» - и в перспективе 20-й главы Апокалипсиса, через мириады лет раскрытия человека в ширь вселенной - природа её будет исчерпана, исполнена и преображена -для шага последнего, о котором не посмею и говорить сейчас.
Previous post Next post
Up