Aug 26, 2014 13:28
Недавно мне встретилась очень ценная беседа, в которой женщина делилась переживаниями, как ей не повезло с психологом, хотя рекомендовала подруга, у которой был отличный результат. И зачем, мол, на психологов вообще деньги тратить, если не понятно, в чем результат. Я с большой благодарностью отношусь к таким моментам и людям, которые делятся, т.к. они наводят меня на хорошие формулировки и калибровки. Сейчас объясню.
Ко мне на консультации, в основном, приходят по рекомендации, либо дооооолго-долго следя за моими заметками в инете. Это в некотором смысле здорово, человек мотивирован, и уже как-то видел/знаком косвенно с тем, что у рекомендателя происходят или происходили качественные изменения, например. Но и к восторженным ожиданиям я нередко отношусь особенно внимательно и настороженно. Верить в работу с человеком - бесценно и очень многое даёт, но завышенные ожидания нередко сильно мешают.
Есть другая сторона медали. Встречается и у мужчин, и у женщин, но я остановлюсь на "девочковом" примере. Мне кажется, что с этим встречаются не только психологи, потому в основном я буду использовать слово "консультант".
Например:
одна подружка порекомендовала своего консультанта другой. В трудный и проблемный момент. Иногда, когда нам трудно и больно, мы склонны более активно искать волшебные палочки, а иногда боль как раз активно мотивирует, чтобы двинуться в сторону изменений. И подруга идёт к консультанту.
Но давайте рассмотрим следующие вводные (условные, контрастные, но очень жизненные):
-у первой подружки, у которой работа уже была эффективной, это не первый опыт движения в развитие, обращение внимания на свой внутренний мир, а может и на чувства. У второй это первая попытка вообще узнать, что такое психолог и "с чем его едят". И даже несмотря на массу разносторонней информации, прочитанной в интернете, у неё нет своего опыта.
-у первой подружки в связи с её опытом есть навык саморефлексии, попытки искать в себе и ресурс, и ответственность за некоторые выборы. У второй история "во всём виноват муж/начальник и все причины вовне".
-у первой подружки уже есть ясность в том, что многие сложные проблемы не закрываются только лишь деньгами, покупкой платья, новым романом, походом в ресторан, пьянкой или сменой прически. Ясность взялась из собственного опыта решения задач при помощи встречи с текущими вызовами, а не методом вытеснения. (ой-ой, сразу оговорюсь, я не против платьев и причесок и женских удовольствий, я о подменах!). У второй подружки пока преобладает взгляд "если плохо, то нужно пойти себя порадовать - кино, спа, маникюр, шоппинг".
-у первой есть понимание и опыт, что очень важная работа происходит между встречами, когда с консультации практику несешь в жизнь. Для второй это не совсем ясно, и есть осознанное или неосознанное ожидание, что "со мной что-то сделают, ведь я оплачиваю работу". Конечно консультанту платят за работу, но это, условно, работа фифти-фифти, совместные усилия и движение, и талантливая работа и раскрытие клиента в том числе. У меня был опыт, когда ожидания от процессов и от себя "чтобы было также, как у той подружки, а уже четвертая встреча и не получается", и это само по себе является очень диагностичным процессом, но тоже качественным и полезным и ценным:) Хоть поначалу это мешает увидеть человеку своё движение, свой темп, свой ритм, но это же одновременно и помогает увидеть:)))
Можно ли сказать, что такие метафорические вышеописанные женщины будут сколь либо похожим образом двигаться у одного консультанта? На мой взгляд, не совсем. И не должны! И вторая ничем не хуже первой. Более того, по-разному двигаются даже люди, допустим, условно похожего уровня развития, т.к. в разные периоды жизни мы проходим разные по легкости или трудности процессы, разные переживания, и сравнивать их вообще отчасти не совсем корректно.
Но в случае с "второй" женщиной в примерах нужна готовность к изменениям. Более того. Единственный совет, который я могу дать тем, кто ищут психолога/консультанта/коуча впервые: несмотря на рекомендации, постарайтесь взвесить все вводные внутри себя. Совместить рекомендации с вашими впечатлениями. После первой встречи просмотрите ваши личные ощущения: Ваш ли это консультант, готовы ли вы с ним вместе проводить работу, доверяться ему, достаточно ли для вас и глубины, но и изменений. Если запрос на изменения большой и "прямовотсейчасже", то, возможно, несмотря на любые логичные доводы не стоит идти подписывать контракт там, где скажут что "минимум 10 встреч для того, чтоб получился какой-то начальный результат". Возможно Вы сможете найти кого-то более подходящего в этой ситуации. Ну и вообще, посмотрите на человека, почувствуйте, подойдет ли Вам его тип заботы? И если нет, то важно прислушаться к себе в этом.
Если мы выступаем в роли рекомендателя, нам бы тоже учитывать, что может не у всех-то пойдет с тем человеком, от которого я в восторге. Мне кажется, это чувствуется в общении при желании. Иногда я могу порекомендовать кого-то одного в ответ на чей-то вопрос, иногда ряд мастеров, которым я доверяю, но всегда я говорю, что "погляди пожалуйста сам(а), насколько тебе это подойдет, сойдетесь ли вы в работе".
ps Дописав заметку поняла, что всё равно это применимо к огромному количеству проф. сфер. Просто приходят клиенты разные. Что в фотографии ("сделайте мне красиво и отфотошопьте нос, но вообще я боюсь фотоаппарата" или подготовленная съемка с продуманным образом и готовым позировать человеком), что интернет маркетинг ( "я заплатил, это у вас конверсия не работает" или "мы подготовим колл-трекинг, разберемся со всем тем, что надо настроить с нашей стороны, чтобы всё заработало"), что в стилистике (приходит человек на шоппинг быстро, или человек с развивающимся вкусом и готовый к более продолжительной и широкой работе). И так далее, и так далее. Везде задача профи объяснить вовремя "вводные" для успешной работы, либо же расстаться, но неоправданно считать профи всесильным обладателем волшебной палочки, которая всё может - только заплати.
Компромисс профи "а и так сойдет, разберемся по ходу" без ясных договоренностей и налаживания контакта выливается проблемами для самого профи. Компромисс клиента "а, ну мне же его рекомендовали со словами, что "хороший результат", плевать на внутреннее ощущение, что не моё" заканчивается обидами и сложностями с результатами.
заметки,
консультации,
мысли,
развитие,
психология