В музее Москвы уже который месяц идет выставка, значительная часть которой - одежда из коллекции Александра Васильева.
Меня интересуют составляющие структуры художественного образа, формы деталей, цвета и фактуры во всём этом многообразии.
"Платье дамское. Атлас, отделка шелковыми полосами и шнуром в тон. Россия, 1810-е гг."
Здесь я вижу достаточно цельную форму платья, линия юбки достаточно плавна и округлая. и такая линия вместе с достаточно мягким оттенком белого и определенной фактурой ткани вызывает чувства достоинства и покоя, но ведь внизу юбки и на лифе, а также на манжете есть драпировки и складки из блестящего атласа и шнура. Материал этот - совсем другой. Ведь платье совершенно изменилось бы, если бы эти фрагменты были выполнены, к примеру, из той же ткани, что и юбка. Или из ткани контрастного цвета..? Или же наоборот, если бы всё платье было из блестящего материала полностью. В каждом из этих случаев всё совершенно поменялось бы. Эти драпировки привлекают, заставляют дыхание и тело то двигаться, то собраться и сжаться, обманывают и чуть-чуть кокетничают. Лиф и грудь женщины как будто прихватываются этими линиями шнура (они расходятся вверх и в стороны от голубого пояска).
И тут к образу добавляется шаль-накидка!
Она состоит из достаточно большого, цельного прямоугольного куска ткани, и тут уже присутствуют орнамент и цвет! В этой шали соединились несколько ритмов: при цельности есть интересный ритм крупных, мягких и энергичных складок (спадают сплеча справа). В узоре ткани сходятся ритмы мелких-мелких цветочков в разрозненные фрагменты среднего мастаба, и в скругленные элементы более крупного масштаба, которые повторяются.
Цвет не "разрывает" и достаточно органично вплетается в ансамбль вместе со светлым платьем. Если бы цвет узора на шали был более ярким, он бы разрывал, и отрывал всё внимание на себя. А так, мне кажется, он привлекает и дополняет. И, безусловно, трансформирует образ при "накидывании" шали на плечи.
Вот совсем крупный фрагмет из предыдущей картинки, на котором можно разглядеть фактуру ткани юбки, и фактуру шали:
Ткани совсем не гладкие!
Вот следующий фрагмент, уже другого костюма.
"Платье дамское. Верхняя часть платья из хлопкового тюля, декорированная вышивкой из шелка, шнуром из атласной ткани, руликом из шелкового атласа. Россия, вторая половина 1810-х годов"
Конечно, такой цвет сразу бросается в глаза. Как его назвать? Непросто. Медный карри? Бронзовый карри? Что-то в эту сторону.
Представляю, что бы поменялось, если б эта ткань не блестела. Это, опять же, был бы совсем другой костюм и другое настроение.
Блеск этот сразу привлекает, далее я вижу систему дисгармоничных пропорций, сложных драпировок, а также интересного декора на ткани. Это трансформирует образ женщины в этом костюме.
Итак, ткань привлекает, она достаточно гладкая. Но дыхание не может быть спокойнымм, а тело расслабленным: под грудью форма станута лентой! По груди к плечам идет узор неким шнуром, и этот шнур будто ползет по ткани, и дополнительно "стягивает"! Дыхание замирает! Рукав расширяется, и позволяет дышать, но потом снова оп - и зажался ниже локтя! И ткань обхватила предплечье и запястье, и зубцы выросли на ней узором. Совершенно разный характер и чувства в 2 фрагментах рукава.
Возвращаемся к верхней части. Снизу под грудью "сжато" лентой, а сверху над этим карри будто бы легенький такой белый воротничок! Но он совсем не нежный. Безусловно. легкость в материале чувствуется! Но он такой формы и фактуры, что края его - это не плавные изгибающиеся линии, а как бы зубчато-угловатые такие изгибы. И складки очень частые, линии складочек прямые, расходятся неравномерным частным ритмом по кругу. Это отнюдь не успокаивает, а настораживает..))) Светлый цвет воротничка смягчает это, но контраст с медным карри и этим атласом достаточно сильный. В общем, это сложная и многосоставная в эмоциональном смысле деталь костюма, и она также создает значительный контраст со светлой частью платья, покрыйтой тюлем и элементами вышивки. Тюль и вышивка создают легкий флер, загадочность, нежность, и тут - зажатый, притягательный и противоречивый "верх" цвета карри" совершенно с другой эмоцией! Большей взрослости, обмана, игры и жесткости рядом с нежностью.
"Платье визитное. Аппретированный набивной ситец. Англия, 1830-е годы"
Дисгармоничные пропорции. Ситец такого цвета и узора, что в целом дыхание при взгляде на ткань расслабляется, тело легкое, внимание "на месте", повторяющийся узор вызывает легкое ощущение пританцовывания. Позвоночник не жеткий, он есть, но он в спокойном состоянии. Но, несмотря на ткань, есть разные элементы структуры в этом фрагменте. Рукав - один, лиф - другой, юбка - совершенно третья, пояс - четвертый, белое украшение лифа также важно, и немало меняет. Достаточно сложно воспринять и прочувствовать, как же это всё увязано. Не сильно глубокое дыхание иногда зажимается и прекращается, потом возобновляется, в целом оно неравномерное. Позвоночник есть, но он не жесткий, хотя в какой-то момент меня будто зажимает.
Представляю себе, например, что убираю белые треугольные элементы и лифа, а также пояс делаю более простым и более мягкой формы, из такого же ситца, как и всё платье, и иной формы. Это сразу другое платье, другой образ, это бы всё упростило.
Пропорции дисгармоничные. Рукав не по форме руки, он более широкий, объемный, он как бы делает руку не рукой, а превращает во что-то более округлое. Так же и юбка! Она округлая, складки поддерживают эту округлую форму! Эта форма не передает форму бедер женщины, она её трансформирует! И тут чуть выше эта крупная форма сошлась складками и зажалось широким поясом жесткой формы с цветочным орнаментом... Т.е. формы формами, легкость легкостью, но тут же и жесткое кольцо, структура, зажатость и схваченность, будто напоминание о правилах игры! Если в ситце и в трасформированных объемных округлых формах мне чувствуется составляющая спокойствия, легкости, женственности, расслабленности, то в месте охвата поясом тело зажимается и структурируется, как будто строгие правила сразу же всё разграничили... И выше более гладкий лиф, на котором совсем не округлые, а треугольные белые фрагменты с кружевами, которые добавляют большей нарядности, официальности, но и игривости (кружево) к этому ситцу и к этим формам.
Достаточно цельная овальная гладкая брошь без дополнительного яркого декора дополняет образ.
Я представляю, что я облачилась в такое платье (У меня астеничный тип телосложения, но это вполне возможно, почему нет). И тут - у меня чуть вырос объем в плечах, расширились руки, бедра, но сильно сжало талию и обтянуло лиф! И я сразу ощущаю, как мне необходимо иначе двигаться говорить, держаться, подходить к двери, к столу, к креслу, заходить в транспорт (карета или, ладно, автомобиль, ну и уже конечно никакого метро и современности в таком платье! Для современности, безусловно, нужна современная его подача и интерпретация).
А вот уже совсем иной образ:
"Платье дамское. Набивная купонная хлопчатобумажная ткань. Россия, 1830-1840е гг."
Казалось бы, что-то перекликается, но совсем иные нюансы:
более насыщенный цвет ткани. Ярковыраженная вертикаль в рисунке ткани. В этой ярковыраженной преобладающей вертикали рисунка заметны энергичные "завитки" и линии, на которых строится орнамент. Т.е. это связанные по узору вертикальные элементы на ткани, а ситец предыдущего платья имел повторяющиеся ритмически маленькие элементы по всему полю полотна.
Даже несмотря на то, что здесь также крой трансформирует реальную фигуру женщины, вертикаль тут будет "работать" сильнее.
Более яркий красноватый узор центральной части платья создает иллюзию "створок" в центре образа. Но чуть выше они совершенно недвусмысленно и четко "закрыты" поперечным однотонным коричневым поясом.
Эти энергичные извивы (напоминающие, безусловно, восточные орнаменты, но и русские орнаменты!) позволяют телу дышать и пританцовывать, вызывают желание приблизиться, интерес, центральные створки "привлекают", но одновременно с этим пояс чуть отдаляет, и снова структурирует. Хотя он не пережимает центр фигуры столь жестко, как в предыдущем платье. Он как бы мягонько поддерживает и окутывает, но тоже весьма ясно и четко.
В моём восприятии, в этом наряде не меньше достоинства и очерченных "границ", но как-то так получается, что больше душевной открытости. что ли, чем в предыдущем. Но нет и такой легкости, как в предыдущем... - она другая, или слово не подходит.
Мне интересно, конечно, узнать и ваше мнение по этому вопросу, кто до этого места дочитал.
Я могла упустить какие-то нюансы, над 1-2 образами можно сидеть часами и находить что-то новое, особенно в сравнении.
Совершенно другой воротник. Пока увязать мне его с другими элементами структуры непросто, что-то про "нежность" и "контраст" кажется банальным и неуместным совсем, не могу прочувствовать.
А вот брошь как раз вполне увязывается, и в том числе интересно сравнить с предыдущим образом..) Она тоже овальная, но во всём остальном - друга: яркость, золотое обрамление, завитки, центр броши... Всё перекликается с более энергичной структурой этого платья. Я чувствую какую-то особую радость, наполненную энергией.
Нюансы разглядели, двигаемся к целому:
Весьма интересно! Вертикаль не только подкрепилась "фундаментом" и "горизонталью" купонного орнамента внизу юбки, она также "ослабляется" формой юбки, которая мягко и округло расширяется книзу, и разбавлена достаточно широкими складками. Представим, что убка не меняется по ширине и держит форму до самого низа без изменений. Это задавало бы совершенно другое настроение, большую жесткость, но и меньшую устойчивость, как ни странно. Конечно, повторюсь, образ радостным игривым но и более "мягким" в чем-то делают извивы орнамента! Они же смягчают вертикаль, делают её текуче-водопадной-извивающейся.
Горизонталь низа юбки перекликается с горизонталью пояса, и с горизонталью на рукаве чуть выше локтя, которая как бы делит рукав на части. Моё дыхание замирает в этих местах, движения в теле останавливаются, и восприятие трансформируется и переходит в иное русло к следующему фрагменту.
В целом, очень интересно. Гораздо интереснее. чем просто "платья посмотреть", ведь это же не просто платья!
Продолжение следует....)