Н. Дмитриева в "Краткой истории искусств" пишет:
"Древнерусское искусство развивалось в общем русле средневековой культуры. Оно так же, как и современное ему искусство Западной и Восточной Европы, оставалось преимущественно церковным, культовым и соблюдало установленную иконографию. Оно также было делом рук ремесленников, делом коллективным, артельным, его художественные принципы, еще не зная большого расхождения между профессиональным и народным, складывались как приемы искусного, "хитрого" ремесла, поэтому оно естественно входило в окружение и быт человека. Оно питало особую любовь к "узорочью", но при этом в полной мере обладало чувством величия, свойственным органическим культурам средневековья.
Однако древнерусское искусство не было ни ответвлением византийского, ни аналогом западного; у него был свой путь. Можно назвать древнерусское искусство искусством эпически-былинного склада.
Как ни многим оно было обязано Византии, ее церемониал, пышность, официозность, а также ее утонченный спиритуализм не нашли на Руси почвы. Византийские художественные традиции быстро трансформировались в духе большей демократичности, простоты, даже простонародности. А с другой стороны, в русском искусстве средних веков нет ни острого драматизма, характерного для готики, ни ее разнообразия композиций, мотивов, предметов изображения. Русское искусство более устойчиво в своей иконографии - как всякий эпос, оно дорожит целостью старинного предания и бережно его охраняет, - и в нем больше спокойствия, ясности. Светлые начала, заложенные еще в эпоху Киевской Руси, оказались стойкими, прошли через века, выдержали испытание огнем, кровью и унизительной данью. То, что русские земли долгое время вынуждены были сопротивляться общему внешнему врагу - сперва половцам, потом татаро-монголам, - в известной степени умеряло внутренние распри и противоречия и питало заветную идею единства русской земли, которая столь страстно прозвучала в "Слове о полку Игореве". Если в готике образы святых и мучеников воплощают страдания и смуты настоящего, то в русском искусстве красной нитью проходит величавая народная сага, полная затаенных воспоминаний о славном прошлом, стойких надежд на победу добра, стремления к благообразию жизни.
Все это чувствуется прежде всего в русской архитектуре. Церкви строились на Руси во множестве и стали частью ее ландшафта. Также как зубчатую полосу леса на горизонте, как извилистую ленту реки, путник всюду встречал стройные силуэты церквей и звонниц, издали замечал сияние позолоченных глав, привык видеть их зыблющееся отражение в реке, слышать далеко разливающийся мерный благовест. Древние зодчие умели безошибочно выбирать места для храмов - по берегам водных путей, на возвышениях, чтобы они были хорошо видны, как маяки для путников. В широкий равнинный пейзаж, пересеченный невысокими, мягких очертаний холмами, русские церкви вошли как завершающий штрих, как необходимый вертикальный акцент среди стелющихся волнистых линий. Церкви не были ни слишком высокими, ни угловато-остроконечными, как готические, - им свойственна компактная пластичность, телесная скругленность форм; они, хотя и господствуют над пейзажем, но не противостоят ему, а объединяются с ним, они родственны русской природе."
Это очень хорошо начинаешь чувствовать, если внимательно перемещаться по Москве, например. Или, несомненно, когда приезжаешь во Владимир. Холмистая местность, и выразительные силуэты церквушек и больших храмов мелькают повсюду. несмотря на более современную городскую застройку и плотность, почувствовать всё это можно до сих пор. Остается только вообразить, как сиял и смотрелся Владимир на подступах и на подъездах несколько сотен лет назад.
На этой фотографии Успенский Собор, и позже построенная колокольня, но главное - Владимирские берега...) Об этом соборе я напишу последним.
( это фото не моё, далее - почти все мои, если не указано иного)
Покрова на Нерли
Вики-справка:
"Традиционной является датировка храма по Н. Н. Воронину - 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского о том, что церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя - Изяславе Андреевиче. Современные исследователи С. В. Заграевский и Т. П. Тимофеева на основании летописной информации обосновывают более раннюю дату храма - 1158 год."
Храм Покрова на Нерли виднеется издалека, и совершенно органично вписывается в окружающие просторы.
Сердце как-то замирает в предвкушении знакомства, но церковь встречает абсолютно дружелюбно. Она не затмевает пространство, не заставляет обратить на себя внимание, а только аккуратно приглашает, да и то, если захочешь.
В окружении воды и сгибающихся над водой ветвей деревьев создается впечатление особой атмосферы, особой защищенности, и особого эмоционального пространства. Чего-то более текучего, менее устойчивого. Это не значит, что совсем неустойчивого, нет! Но нет такой основательности, как в следующих храмах, которые я рассмотрю позже. И уж конечно эта текучесть, и _такая_ устойчивость воспринимаются, как женские.
Кстати, изначально купол был шлемовидный. Т.е. нужно представить вместо этой луковички более округлый купол, как шлем.
Резьба и отделка камня над входами отличается особым ритмом и частотой: извивы, достаточно небольшие элементы, - и это приглашает тело к мягкому танцу, а дыхание к поверхностности, но всё же достаточно размеренной. Дыхание неглубокое, но спокойное. Опять же, высота проема входов не давит, она дружелюбна ко мне. Мне хочется зайти!
Декора немного, и его персонажи сообщают нам о ценностях и интересах того времени. Аркатурно-колончатый пояс состояит из достаточно вытянутых вертикально арочек, что дополняет желание вытянуться вверх, подтянуться. В целом все пропорции храма умеренно стремятся в сторону вертикальной "вытянутости", они не "квадратные". Это сразу дает отголоски в восприятии.
Камень обработан грубовато, но тем не менее не совсем грубо. Кроме того, всё же он покрыт дополнительным светлым материалом (не уверена, краска ли или специальное защитное что-то). Потому фактура не кажется грубой совсем.
Ведь восхитительно?)
Мягко выступающие апсиды, также мало декора
К моему огромному сожалению, я для себя прояснила, что прочувствовать это через фото невозможно. Можно интересоваться, понимать, сравнивать, готовиться к встрече. Но нужно своими ножками прийти туда, и это совершенно другое впечатление, состояние. Лучше всего летом, раненько, за часок до открытия, нагуляться вокруг, и искупаться одним на пляже рядышком в Нерли.
Внутри храма снимать запрещено, храм действующий. Но какое невероятное ощущение в храме, когда входишь внутрь и поднимаешь голову!
Вообще мы были в путешествии аккурат после Троицы, и во многих действующих храмах еще лежали ветви и стояли молодые деревца с празднования. Это меняет атмосферу, тк при входе в храм совершенно особенный запах, наполнение, цвет, ведь вокруг ветви, на полу трава.
Это фото не моё, Покрова сверху:
Дмитриевский Собор
Вики-справка:
"Дми́триевский собо́р города Владимира (иногда в литературе можно встретить наименование «Дмитровский») - придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского. По Н. Н. Воронину, построен в 1194-1197 гг.; по летописным данным, обнаруженным в 1990-е годы Т. П. Тимофеевой, в 1191 году."
Весьма удобно сравнить их с Покрова на Нерли, если один день ты во Владимире, на следующий день в Боголюбово, которое совсем рядом с Владимиром. Вот здесь, кстати, шлемовидный купол, какой был и у Покрова на Нерли.
(это фото не моё)
Дмитриевский собор сразу производит иное впечатление. Он в целом тоже достаточно дружелюбен в соразмерен человеку (особенно чувствуется контраст, если сравнить с Успенским собором, до которого там пройти 3 минуты пешком!).
Но он более основательный, он так не тянется к небу, он прочно стоит на земле. Пропорции его более "квадратные" (хоть судя по замерам верткаль и горизонталь не равны, но они ближе к квадрату).
Тут можно также постараться уловить соразмерность и масштаб:
Ближе: уже обширный декор, более "широкие" арки трёх нефов:
И более грязноватый-желтовато-сероватый оттенок камня!
Декор в этом случае вообще активнее заставляет обратить на него внимание, и активно "говорит".
Несмотря на то, что размеренность ощущений в теле и дыхания и основательность храма поддержана его пропорциями, всё же некое напряжение вызывает обработка и декор, - ты вынужден обратить на всех этих персонажей активное внимание.
Иная атмосфера и внутри. По итогам восприятия этих колонн, квадратных и основательных нефов, балок, камней, проклевывается ощущение безопасности, и защита эта - мужская.
Фрески конца XII (или начала XIII)в. в Дмитриевском соборе:
Страшный суд:
"Лоно Авраамово"
Но о фресках надо писать вообще отдельно. Это невероятный процесс, когда абстрагируешься от бездумного восприятия икон и фресок как предметов религиозного культа, и начинаешь воспринимать иное. Трудоёмко, но то, что удается почувствовать, вознаграждает с лихвой. И, кстати, этот опыт немало показывает о духовном ядре вне всякой религии с одной стороны, и, с другой стороны, красоту преображения этого в человеке и через человека, как этот духовный опыт преломлялся через художников в разных традициях.
Успенский собор во Владимире
Вики-справка:
"Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158-1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан."
Изначально храм был меньше, но расширился и достроился после пожара 1185 года.
Фото не моё, успенский собор я практически не снимала.
Конечно, этот собор уже менее соразмерен человеку. Он уже начинает подчинять и вести тебя. Именно он главный в пространстве. И важно и ценно, что сразу же можно сравнить восприятие с Дмитриевским собором. Главное переживание у меня было внутри храма, при попытке воспринять фрески Андрея Рублева и Дионисия, но это уже совсем другая история..:)
Три храма, три масштаба, три типа взаимодействия с человеком, три фактуры, - и столько информации сразу для прикосновения к русской традиции.
Я объехала пол-мира, но тем не менее Путешествие во Владимир стало одним из самых впечатляющих, одновременно острых, любимых и близких для меня.