О Петриковке, Елене Харченко, об Украинской национальной традиции.

Aug 29, 2013 16:52

С зимы хотела начать более глубоко знакомиться с народными промыслами, и особенно с украинскими. Т.к. на Украине у бабушки с дедушкой с проводила каждое лето с детства, то считаю её второй родной страной для себя, и очень люблю. Люблю и Днепропетровск, и Одессу, и Киев, и Крым)

В мае, приехав в музей народного творчества, "случайно" выяснилось, что в этот день будет неанонсированный и незапланированным МК по Петриковской росписи от мастерицы с Украины.
Так я познакомилась с Еленой Харченко, и жизнь моя еще чуть-чуть изменилась.


Елена на МК, май 2013.

Работа, начатая перед МК, недоделанная, но тем не менее всё уже можно почувствовать:)


Я попросила Елену дать мне несколько уроков, пока она в Москве. Удивителен тот факт, что Елена оказалась в Москве из-за семейной беды, но, чтобы не сидеть без дела, решила связаться с музеем Народного творчества, что-то провести, и т.п. Так мы и познакомились.
Петриковка, конечно, завораживает. Да и вообще почти любая традиционная роспись, проросшая из традиции, по-своему хороша, уникальна.

Пример создания веточки калины. Гроздья можно "нарисовать" подушечкой пальца, потом дорасписать пошачьей кисточкой.


Кошачья кисточка - один из основных инструментов для Петриковки. делается руками, и хорошо получается только у опытных мастеров. Те, кто увлекаются Петриковской росписью, больше всего дорожат кисточками из самой Петриковки:)

А вот Елена "дописывает" пример переходного мазка.


Переходный мазок - когда на кисточку набрано 2 цвета, и роспись ведется таким образом, чтобы более темный цвет плавно перешел в более светлый. Непросто, скажу я вам:)



Оживление петушиного хвоста... Деревянным окончанием кисточки, точечно..)



Оживление цветка, тончайшие мазки. После нанесения цветок начинает будто дышать и двигаться, разница между "до" и "после" внушительная:)) Появляются скрытые ритмы. Не такая уж "простая" и "наивная" эта народная роспись, совсем нет.

Вот еще некоторые работы и фрагменты работ Елены. Она сама подчеркивает в своих заметках, что для традиционной Петриковской росписи всё же более характерны теплые тона. Тем не менее, это тоже очень выразительно:


Крупным планом, потрясающе:


Кому интересно, давайте угадаем: как сделано "поперечное" оживление на перьях птицы? Кто знает, тссссс..!:)


Хвост)


Еще работа:


Роспись тарелки


И еще:


Елена не считает себя и свою роспись прямо уж Петриковской, т.к. всё же Петриковская традиция "живет" в селе Петриковка Днепропетровской Области, произрастает оттуда, центр "Петриковки" там, и основные мастера - тоже. Но она всё же мастер народной украинской традиции.  И много лет со страстью изучала Петриковку сама, старалась ездить куда-то (раньше действительно не было такх возможностей обучения, как сейчас, с таким количеством информации и книг в интернете). В этом году у Елены выходит книга по Петриковке.
Также Елена делает народных и обережных кукол. Этому мне пока удалось посвятить меньше времени, но тоже осваиваю потихоньку...)










Интересна история роста и развития Петриковки, и работы самых известных мастеров 20го века, а также современных мастеров об этом -  в одной из следующих публикаций.
Спасибо за внимание!

Update: Вот ссылка на статьи и материалы Елены на сайте "страна мастеров". там и 8 частей по технике Петриковской росписи, и МК с куклами, и информация о развитии Украинской вытынанки (вообще отдельный и немало развивающееся сейчас направление в Украине): http://stranamasterov.ru/user/67914

учусь, национальная традиция, учителя, artclass, мои открытия, искусство

Previous post Next post
Up