Гойя, "Старухи и время"; "Молочница из Бордо"

Aug 25, 2013 00:09

Уже только по факту понимаю, что у меня в этом году видимо особый интерес к теме старости, - то посты какие-то выходят из под пера, то книги встречаются, то полотна "цепляют".
Вот так не смогла оторваться от этой репродукции, пролистывая подаренную книгу.





Эта картина увлекла меня и удивила.

Легкий но мощный, уверенный, размашистый, будто слегка небрежный (это только кажется), но ювелирный мазок.

Нежнейшие кружева белого с голубоватым и желтоватым и сероватым будто напоминают, затягивают в востпоминания о молодости, которая была столь же чиста и прозрачна, сколь далека сейчас для этой женщины.
В некотором смысле, столь же чиста и легка старость, последние дни жизни.
Руки и фрагмент груди выписаны землисто-бежевыми, коричневато-сероватыми цветами, вяло-мягковатыми мазками. Будто засыхающие камни лежат рядом с беловато-сероватой, голубоватой фактурой платья.  Или же будто высыхающая на палящем солнце земля медленно угасает.



Попытка воспринять через ощущения тела:
Моё тело будто хаотично двигается, потом в какой-то момент сжимается, дыхание иногда замирает, потом неглубокий вдох, разворот, и прямые шаги. Это "недотанец", набор скованных движений. Попытка игривости или легкости "гасится" противоположным  импульсом  - вялым, затягивающим и закручивающим. Ведущие эмоции и ощущения: недоумение, вялость, растерянность, страх.



Эти лица будто бы еще живы, но будто бы уже мертвы. Старуха справа «оказалась» без рта. Неужели Гойя «забыл» написать рот? Конечно нет! Она безмолвна перед лицом того, что делает время, глядя в зеркало, на котором по-испански небрежно брошено: «que tal?» - «как дела?», «как жизнь?» обычно подразумевает эта фраза, произносящаяся в каждом испанском приветствии.
Волосы, выбившиеся из под украшения старухи слева написаны так, будто это движущийся и копошащийся омут с темно алым, цвета запекшейся крови наверху. То есть, кто-то уже пал жертвой её ухищрений...)
Еще более ярким и насыщенным темно-алым обведены глаза старухи справа, будто безмолвные кровавые болезненные слезы усталости, отчаяния и бессилия прорываются из глаз. Потусторонние существа видятся мне в этих образах.

Украшения выглядят особенно грустно и иронично.

Далее. Еще фрагмент:


«Глыба» платья с резкими, размашистыми мазками. Тяжесть, грузность возникают в теле от того, как она «собирается» темными тонами книзу.  И яркие, светлые элементы будто пронзают моё восприятие, в том числе через тело,  заставляя снова и снова вздохнуть в этом замирании. Пока еще можно делать эти вздохи, но всё реже и реже…



Чуть в тени находится Кронос(Сатурн) с крыльями и метлой. Мазки, которыми выписаны его руки резкие, более спокойные. Более темные и мистические оттенки выбраны для написания этой фигуры. Мазок же на крыле этого фрагмента  - будто волны прибоя   - шуухх - шууух -шууухх - двигается параллельно (правее) и чуть бурлит над плечом, добавляя надежды, спокойствия, веры, смысла. Будто данности того, что происходило, происходит и будет происходить.
Вихристые линии метлы будто собираются и центрируются в одну точку,  и этот предмет собранно нанесет прицельный удар.

О чем еще я думаю после просмотра этой картины?
Картина написана в 1810-12 году, возраст Гойи - 64-66 лет. В испании гражданская война, которая затянулась на пять лет. В этот же период Гойя пишет свои гениальные картины из серии «Бедствия войны». В 1812 году умирает его жена и мать его 6 сыновей (из которых выжил только один), Хосефа Байеу. Они пробыли в браке почти 40 лет. Некоторые исследователи проводят параллели между героиней картины, старухой справа, и королевой Испании Марией-Луизой, но это не главное, что интересует меня при этом исследовании. Кто-то приписываей Гойе злобную сатиру, но мне  и это неблизко. Скорее я вижу это как предельно честное и неприятное исследование поднятого вопроса, перед которым все равны.

Напоследок, подборка некоторых  оттенков с картины.


Когда я дописывала про «Старух» и пересматривала биографическую справку в конце книги, я зацепилась неким особенным вниманием за одну из последних картин Гойи, очень контрастирующую со многими картинами других непростых периодов.
Незадолго до смерти он пишет одну из своих последних картин «Молочница из Бордо», которая выполнена в синих и голубых, а также зеленых тонах, а художник крайне редко использовал синий цвет. Еще в синем обычно писали деву Марию со времен Средневековья.
Какой контраст создает эта картина с его сериями в трудные времена жизни!
Нежнейшая кожа и румянец молочницы, легкий мазок, дымка потустороннего взгляда. Причем, я даже не могу определиться про степень "той стороны" - то ли это взгляд "на ту сторону", то ли "с той стороны".






Чуть выше и левее головы на картине в небе будто просвет - светлеет голубоватый, мазок расходится горизонтальными мягкими широкими движениями… И входит в контраст с окружающими более темными участками. Тело  расслабляется и трепещет, обдаваемое прохладой, в тонусе, будто восставая и ожидая чего-то, какого-то движения или сигнала извне для начала движения.

Над головой и вокруг контура тела «раскрывается» некое светлое неведомое пространство… Это совсем не дыра, как, например,  у Ван Гога в «красных виноградниках», это мягкое, приглашающее и обволакивающее молочновоздушное, ватно-перистое поле.
Её фигура от этого "света" вокруг становится подсвеченной и не совсем реальной, парящей и божественной, но тем не менее всё еще остается чуть земной одновременно.



Совершенно мягкий и размытый мазок ложится рядом с "фирменными" "размашистыми" тонкими мазками Гойи.
Дыхание достаточно легкое,  в меру глубокое, равномерное,  - хоть местами учащается.  Я чувствую расслабление в теле, покой, но и настроение и тонус, готовые для легкой прогулки. А прогулка эта будет проходить в пронизанном рассветным светом саду, и звуки в нем - легкий шелест листьев и шорох травы.  Или же тонус тела подойдет для изящного жеста, выражения намерения или просьбы, или для согласия на приятный мягкий танец, например вальс. Я чувствую вместе со спокойствием мягкий эмоциональный подъем. Меня наполняет спокойная радость, без особенного стремления или вызова. И, конечно, достоинство.

Палитра. Лично меня завораживает и полотно, и палитра в отдельности:


ps фууух, прощай, перфекционист, который бог знает сколько не давал доработать и выложить этот пост в такой форме, в какой я могу это сделать в данный момент, - или уже никогда!

учусь, artclass, мои открытия, искусство

Previous post Next post
Up