О творчестве

May 15, 2013 21:13

 В наш век, когда купить можно что угодно, вопросы со сложностью творческой реализации стоят по-прежнему остро. Популярность мастер-классов за 3 часа, где ты сделаешь декупаж или рисунок и унесешь его с собой, а тебе дадут материалы и покажут, "как сделать красиво", зашкаливает, особенно в крупных городах.

Прочувствовать, что каждое наше действие и развитие в ситуации, каждый момент участия в мире является творческим актом можно тогда, когда достаточно высок уровень осознанности, чувствительности, и развитого внимания к себе, другим, и к происходящему в этом самом мире.
До этого все разговоры о том, что "вся наша жизнь - творчество" будут являться плодами ума и чьих-то идей. Человек, у которого много болезненных переживаний, переживаемых как повседневное раздражение и мелкое недовольство, который зол на свои проблемы и на жизнь, который не умеет ни почувствовать себя, ни поговорить с ближним, ни вырваться из пут отягощающих социальных обязательств, в которые он попал не чуя себя, человек который не находит себя в собственной жизни, - вот такой человек никакого творчества "в каждом моменте жизни" не увидит.
Когда чувствительность раскрыта, когда близкие отношения развиваются и дают опору и есть взаимообогощающее общение   - тогда осеняет, где ж то самое творчество еще "пряталось". Когда смыслы и вопросы, и даже сомнения и противоречия наполняют тебя, когда для тебя возможны варианты "снятия шор" и "ухода с лыжни", тогда возможно уже двигаться в более интересном и творческом направлении, а, главное, наполненном. Но это же большая работа!
Когда только скорость, погоня, или побег - нет.

Нельзя сказать "только страдания приводят к творчеству". Хотя определенно, именно страдания или как минимум дискомфорт побуждают человека совершить хоть какое-то движение или задаться хоть каким-то вопросом. Но многие выбирают проживать жизнь, полную отчаяния, и всё творчество стоит на этом. Это тоже путь.
Но также крайностью будет сделать вид, что на свете есть только "позитив", отморозиться от процессов и переживаний вокруг, и удивляться, "что у меня с творчеством случилось".  Творчество стоит на переживании жизни в её полноте, на памяти и приятного  и болезненного, на сомнениях, противоречиях, вопросах, любопытстве. И это всегда путь, на котором будут вызовы и разные переживания, не меньше. Иначе нет творчества.
 - - -
Мне кажется не совсем возможным  выяснить и определить однозначно, тем более на уровне ума, должно ли творчество являться "совершенно новым продуктом", и что есть в творчестве копирование, а что копированием не является. Сколько было уже этих споров, когда примерно одномоментно на планете возникали какие-то похожие мысли или сценарии, и потом разбирательства, "кто первый".
С другой стороны, может ли творчество созидаться в отрыве от культурных смыслов, которыми мы наполнялись с детства, от того, в чем мы росли? Вряд ли. Будет ли это являться копированием? Тоже вряд ли. Является ли осознанное повторение копированием?
Пожалуй да, но этике и честности, а тем более самостоятельности никого насильно не научишь, это было, есть и будет. И уж точно никогда не мешало творцам.

Необходимо ли нам копировать, заимствовать и повторять что-то на этапах обучения и развития в новом деле? На мой взгляд, безусловно. Осознанно или нет, подражая и пробуя мы оттачиваем навык, пробуем всё "на вкус", преобразуем через призму собственного проживания.  А вот что дальше - заснуть и потом страдать от нереализованности и сравнений себя с другими, или трудиться и разворачиваться по шагу, -   большой вопрос.

А какие вопросы  и беспокойства о творчестве и реализации возникают вас?

ps лекция на Теде, подсвечивающая то, о чем редко задумываются при развитии соц. стереотипов о творчестве. Интересный угол.
http://www.ted.com/talks/kirby_ferguson_embrace_the_remix.html


мысли, психология, творчество

Previous post Next post
Up