В Москве есть такой музей с великолепной экспозицией. Там и коллекция самоваров конца 19-начала 20 века, и коллекции советского фарфора, ныне столь ценного для коллекционеров. Но для меня он ценен для рассматривания и впитывания. Очень необычно и интересно разглядывать этот фарфор сейчас, когда я выросла на «стыке» заката СССР и распада СНГ, а затем смены ценностей, а затем наблюдала появление моды некоего отвращения к "советскому", слова "Совок". Несмотря на агитсимволику можно почувствовать, что вкладывали художники. Здорово постараться увидеть, как даже несмотря на заданную тематику играет свою роль творец-художник по фарфору, и лично я втянулась, от некоторых произведений не могла оторваться. Какие-то чайные пары заставили жестко выпрямиться, и уже будто и чай только по расписанию, и не всегда (нечего чаи гонять), и чтоб никакой фривольности.
А другие будто манят и зовут, тело расслабляется, руки тянутся мягко взять эту чашку, но не стоит забываться - она «бьет» цветом, тонизирует. И хоть и тема росписи, например, «время урожая», но пора сесть, покрутить в руках чашечку, насладиться. И конечно, её совсем нельзя так хватать, как какую-то крупную кружку с прямой линией и ало-золотой символикой пятидесятиления…
Совершенно восхитительный зал Врубеля, и не потому, что я много понимаю в этом - совсем нет, только пытаюсь чувствовать и раскрываться к тому, к чему дух отбили скучными обязательными экскурсиями в школе, - а восхитительный потому, что совершенно живой, и просто втягивает остаться, задержаться. Дерево дышит, резьба и выделка мебели предлагают (если не заставляют) то двигаться, включаться, сдерживать себя, чтобы не войти в мир этих предметов и не сесть на стул, то застывать в изумлении и напряжении.
Залы народной игрушки иногда восхищают своим очарованием, и за кажущейся прямотой и простотой возникают такие вопросы, что диву даешься.
Ну да ладно… Ходить еще и ходить в этот музей - конечно, слишком много там всего для восприятия и вдохновения. За один раз невозможно и нельзя охватить.
Мой первый преподаватель по истории икусств Василий Григорьевич Кисунько всегда говорил нам: «ребята, больше 45 минут в музее быть совершенно нельзя, что вы сможете воспринять, пытаясь обойти сразу весь музей? Выбирайте, что будете смотреть, и идите ненадолго!».
С расширением навыка, привычки к этому делу, восприятия, и - если повезет - только потом понимания и знаний, время, доступное для восприятия, пока ты не закипел от избытка, может чуть увеличиться. Но всё медленно и постепенно.
(«Если повезет» - означает то, что сначала можно научиться и «вспомнить», как чувствовать, и потом соединить это со знаниями традиций, культурной эпохи, об экспонате, знаний о манере, судьбе и мастерстве художника, но если факты приходят первыми - не повезло, может закончиться нечувствительностью и обычным снобизмом, риск велик).
Я покажу всего лишь несколько картинок с телефона - то, что изначально привлекло моё внимание и захватило меня, один самовар и чуть фарфора. Прошу прощения за качество, но думаю, кому интересно, то хоть что-то можно будет уловить.
То, что привлекало внимание чуть позже, я не фотографировала совсем, т.к. после фарфора и самоваров уже было непросто воспринимать, и уж конечно не всегда и хочется-то на фото отвлекаться. За годы общения с фото я уже выучила, что самые острые моменты, переживания и впечатления снимать просто даже и нельзя - внутренняя личная память сохраняет это внутри тебя лучше и ярче, чем любая фотография, на которую можно ррраз - отвлечься - и упустить момент, а то и чуть омертвить. Но не всё однозначно, конечно…)
Ну и Майя Плисецкая в образе кармен как-то "глянула" на смотрительницу зала тут, случайно...:)
Здорово еще, как оживляются смотрительницы залов, если у них что-то спрашивать по делу. Могут и что-то очень интересное рассказать.
И не зря, кстати, "театр начинается с вешалки". Музей вот тоже, в немалой степени. Еще при сдаче одежды в гардероб нам очень радушно рассказала всё женщина, там работающая. Нехмурая, улыбчивая, знающая экспозицию своего музея и временные выставки. Это добавляет настроения походу.