Про изменения законодательства об оружии

Jan 22, 2013 13:07


Паспорт законопроекта.
Таки под катом приведу норму как счас и как планируется, чтобы не ходить по разнообразным источникам. Но текст получится большой.

Изменение 1: Пункт 5 статьи 6 Закона “Об оружии”
Сейчас:

На территории Российской Федерации запрещаются:
5) ношение гражданами оружия при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий;

В соответствии с законопроектом:

На территории Российской Федерации запрещаются:
5) ношение гражданами оружия при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий, ношение оружия в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, а также ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения на территории образовательных учреждений, во время нахождения в организациях общественного питания, реализующих алкогольную продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе.

Итог: тут классический пример с пострелушками Олешеньги Овального в клубе, можно поискать самостоятельно, а можно посмотреть краткий разбор тут.
Так вот, хоть там в действиях поциента и усматривался состав преступления (по крайней мере было куда посмотреть), но формально идти в клуб\кабак с оружием он мог, потому что в данном контексте “другие массовые публичные мероприятия” привязать было бы достаточно сложно.
Так вот теперь в этой части мы видим некоторое ужесточение, излагаемое в проекте закона:
и состояние опьянения добавили в запрет, что логично;
и запрещают с резиноплюями (но не с ружьями) появляться в
- образовательных учреждениях (дет. садах, школах, ВУЗах) - тут, видимо, прослеживается американский след и стрельба там в образовательных учреждениях;
- ну а под общепитом с продажей алкоголя подразумеваются как раз “кабаки”, именно приведенный пример.

Вообще, предлагаемые ограничения логичны и выраженных противоречий у меня не вызывают, за исключением появления в образовательных учреждениях - понятное дело, что резиноплюи опаснее именно скрытым ношением, но вот почему туда не добавлено длинноствольное оружие - понять невозможно.
Второй аспект - это применение нормы в соответствии с Законом “О частной детективной и охранной деятельности в РФ” - вот клиент ЧОПа идет в кабак, а охрана этого человека со стволами должна дежурить пред дверями сиего заведения? Вот сидит ЧОПовец с резиноплюем на входе школы - его выгнать надо? Или обязательно он должен у школы с ружьем находиться? Или только со служебным оружием и в кабаках, и в образовательных учреждениях?
В этой части, скорее всего, я сам несколько путаю читателей, но хотелось бы видеть статистику по ЧОПам - как и где они охраняют, с каким оружием. Хотя ПМСМ норма направленна не на ЧОПы, а именно на граждан.

Изменение 2: часть 1 статья 13 Закона “Об оружии”
Сейчас:

Право на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства.

В соответствии с законопроектом:

Право на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства. Лица моложе 21 года, отслужившие срочную военную службу по призыву, имеют право на право на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства.

Итог: т.е. вроде как в общем порядке возраст получения оружия подняли до 21 года. По факту вводится преференция для лиц, отслуживших срочную службу в рядах ВС РФ.
И тут я вижу некоторое гипотетическое противоречие - вот милицейские\полицейские ССУЗы, из них выпускник выходит до 21 года? На службе оружие может получить? А вот резиноплюй (и прочее) не получит. Т.е. тут надо смотреть на данные по выпускникам ССУЗов правоохранительных органов. Я не считаю, что учеба в таком учебном заведении не научит обращаться с оружием так же, как и армия.

Изменение 3: часть 2 статьи 13 Закона “Об оружии”
Сейчас:

Возраст, по достижении которого граждане Российской Федерации могут получить разрешения на хранение или хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, может быть снижен не более чем на два года по решению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с законопроектом:

Возраст, по достижении которого граждане Российской Федерации могут получить разрешения на хранение или хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, может быть снижен не более чем на пять лет по решению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Итог: а вот здесь норма не меняется: было 18 минус 2 - шестнадцать; предлагается 21 минус 5 - все те же шестнадцать. Кстати, было бы интересно посмотреть статистику по субъектам РФ - в каких субъектах этот возраст снижен.
И аналогично хотелось бы видеть статистику по возмещению вреда, причиненного разрешенным оружием, лицами в возрасте до 18 лет. Это если вспомнить о статьях 26, 1074 Гражданского кодекса. Но не думаю, что в этой части будет много случаев.

Изменение 4: подпункт 2 части 20 статьи 13 Закона “Об оружии”
Сейчас:

Лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации:
2) не представившим медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, форма и порядок выдачи которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;

В соответствии с законопроектом:

Лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации:
2) не представившим медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией. Медицинское заключение выдается медицинской организацией государственной или муниципальной системы здравоохранения. Форма и порядок выдачи медицинского заключения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;

Итог: Тут я каких-то особых изменений не увидел, просто норма уточняется.

Изменение 5: часть 3 статьи 24 Закона “Об оружии”
Сейчас:

Лицам, владеющим на законном основании оружием и имеющим право на его ношение, запрещается иметь при себе оружие во время участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании, религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных, спортивных и иных публичных мероприятиях, за исключением лиц, принимающих непосредственное участие в спортивных мероприятиях с использованием спортивного оружия, казаков, участвующих в собраниях казачьих обществ, религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных мероприятиях, связанных с ношением казачьей формы, лиц, участвующих в религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных мероприятиях, связанных с ношением национального костюма, в местностях, где ношение клинкового холодного оружия является принадлежностью такого костюма, а также лиц, уполномоченных организатором определенного публичного мероприятия обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан, соблюдение законности при его проведении. Организаторы культурно-развлекательных и спортивных мероприятий вправе осуществлять временное хранение принадлежащего гражданам оружия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с законопроектом:

Лицам, владеющим на законном основании оружием и имеющим право на его ношение, запрещается ношение оружия в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, запрещается иметь при себе оружие во время участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании, религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных, спортивных и иных публичных мероприятиях, за исключением лиц, принимающих непосредственное участие в спортивных мероприятиях с использованием спортивного оружия, казаков, участвующих в собраниях казачьих обществ, религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных мероприятиях, связанных с ношением казачьей формы, лиц, участвующих в религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных мероприятиях, связанных с ношением национального костюма, в местностях, где ношение клинкового холодного оружия является принадлежностью такого костюма, а также лиц, уполномоченных организатором определенного публичного мероприятия обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан, соблюдение законности при его проведении. Организаторы культурно-развлекательных и спортивных мероприятий вправе осуществлять временное хранение принадлежащего гражданам оружия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Итог: логичное развитие изменения 1.

Изменение 6: в пункте 1 статьи 27 абзац второй Закона “Об оружии”.
Сейчас:

Изъятие оружия и патронов к нему производится:
1) органами внутренних дел в случаях:
нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

В соответствии с законопроектом:

ношения оружия в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Итог: техническое изменение, развивает изменение 1.

КоАП, что логично, тоже чуть-чуть поменяется:
Дополнить пунктом 2.1. статьи 20.8

2.1. Ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти тысяч рублей либо лишение права на приобретение, хранение и ношение оружия на срок от шести месяцев до одного года; на должностных лиц - от десяти до пятнадцати тысяч рублей либо лишение права на приобретение, хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет».
Примечание. Освидетельствование на состояние алкогольного или наркотического опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного или наркотического опьянения, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.».
Вот тут мне не ясна логика законотворцев - почему дополняем пунктом 2.1., а не 4.1. - в поем понимании пункты 1, 2, 3 статьи 20.8. - они для организаций, а не для простых владельцев оружия. А вот как раз четвертый пункт - он именно по хранению\ношению физиком, логичнее дополнять именно в этой части.

У чуть-чуть меняется УК, тут не буду писать подробно, просто по тяжкому, средней тяжести и небольшой тяжести причинению вреда здоровью добавляется квалифицирующий признак “с применением оружия или предметов используемых в качестве оружия”, буковка в каждой статье соответствующая.
Вот с изменениями в УК я не согласен - тут предлагается излишне криминализировать определенные деяния, хотя было бы логично выделить составы, в которых используются именно оружие и оружие законное; а вот предметы используемые в качестве оружия, это так любимые ножи, которыми совершается масса преступлений, все бейсбольные биты и прочие молотки - они должны быть исключены из криминализации.
И логика тут проста: оружие имеет конкретную цель своего существования, имеет конкретное назначение - причинение вреда. И если человек получил право носить оружие, то он должен нести и более суровую ответственность, исли использует оружие в преступных целях.
А вот ножи, топоры, биты, молотки и прочие, и прочие - они имеют основное хозяйственно-бытовое назначение и хотя активно используются при совершении преступлений и хотя используются массово, но вот тут мешать явно излишне.
Опять же, вызывает сомнение криминализация по причинению вреда здоровью, но отсутствие криминализации по убийству. Хотя это было бы логично.

Сопутствующие законопроекту документы, с которыми я не знакомился:
1. Приказ Минздрава.
2. Постановление Правительства.

Что я бы добавил в законопроект:

1. Мне осталось не ясным, почему не ужесточить наказание за незаконное, но не преступное владение оружием - в моем понимании часть 6 статьи 20.8 КоАП должна влечь несколько более суровое наказание. Сейчас вот так:

6. Незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему;
на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему;
на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административное приостановление их деятельности на срок от десяти до шестидесяти суток.

И вот тут меня как раз интересует наказание для физических лиц:
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему;
Итак наказание:
1. Незаконное оружие отнимают в любом случае;
2. Штраф от трех до пяти тысяч или;
3. административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток.
Вот тут я бы предложил:
1. Незаконное оружие отнимают в любом случае;
2. Штраф убрать;
3. административный арест оставить в текущем виде;
4. а вот альтернативой аресту сделать лишение права и на максимальный срок.
Тут надо понимать, что лишение права и административный арест - это основные виды наказания, статья 3.3 КоАП, а вот конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - может применяться как основаной, так и дополнительный вид наказания. И незаконное оружие надо убирать из оборота в любом случае.
А вот лишать специального права можно было бы и пожизненно, для чего надо было бы изменить часть 2 статьи 3.8 КоАП. Но, в любом случае, за указанное правонарушение можно было бы поставить санкцию: или арест, или лишение права на максимальный срок - три года, кроме изъятия оружия. И, кстати, что лишение права, что арест выносятся только судьей, что уменьшит коррупционную составляющую.

2. Я думаю, что по части 4 статьи 20.8 КоАП надо было бы сделать более мягкое наказание - только штраф и устранение нарушений.

3. Я бы полседовал логике статьи 12.26 КоАП и по оружию ввел аналогичную норму, дополнив статьи 20.8 КоАП пунктом 7 и 8: “7. Невыполнение лицом, имеющим при себе на законном основании оружие законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения - влечет лишение права владениея, хранения, перевозки оружия и патронов к нему на срок три года с конфискацией оружия и патронов к нему.” и “8. Невыполнение лицом, имеющим при себе оружие, не имеющим права владения, хранения оружия либо лишенным данного права, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения - влечет административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему.”

Вроде ничего не забыл, хотя написал текст быстренько и буквально на коленке.

Обсуждение приветствется. Тем более достаточно много людей во владении оружием заинтересованы, хотя бы даже нелетальном либо длинноствольным.

Оригинальная запись находится в Объединенный блог Евдокимова.

Новости, Правоохранительское, Оружие

Previous post Next post
Up