(no subject)

Apr 02, 2008 22:35



Статья в «Tagesschau»

«Делает ли Германия себя все более зависимой от России?».

Взгляд на  Россию в немецких СМИ.

«Речь идет о миллиардном проекте: В 2010 газовый трубопровод свяжет Санкт-Петербург и Грайфсвальд. Окончательное решение об этом было принято в сентябре на встрече предыдущего бундесканцлера  Герхарда Шредера и русского президента Владимира Путина.По заверениям правительства, Германия принимает меры по защите от энергозависимости

По данному проекту удельный вес русского газа в Германии на 40 процентов.

Tagesschau побеседовало на тему делает ли Германия себя зависимой от России с энергетическим экспертом  Фридеманом Мюллером:

Tagesschau:Настолько ли важен новый трубопровод для Германии?

Mueller: Это постольку важно, поскольку спрос на природный газ будет расти, а добыча нефти падать. Эту пустоту мы должны заполнить.

Tagesschau: Доля российского газа на немецком рынке значительно увеличится благодаря этому трубопроводу.

Не  делает ли это Германию зависимой от России?

Mueller:.Германия уже давно делает себя зависимой. В настоящее время Россия поставляет газ почти исключительно в Европу, однако это может измениться.

В настоящее время развивается крупный газовый проект в направлении Китая, Японии, Южной Кореи. «Газовый пирог» может быть разделен иначе, есть вероятность, что и американцы захотят получить долю. И в будущем Россия вполне может нам сказать, что есть и другие покупатели ее газа.

У Германии же наоборот выбора нет , т.к. Россия  является практически единственным внешнеевропейским поставщиком.

Под капельницей русского газа

Тagesschau: Не может ли Россия приостановить  подачу газа?

Мueller: Те, кто  давно интересуется политикой России, сразу ответят, что Россия  со времен холодной войны ни разу не завинчивала «нефтяной кран». Это действительно так. Но это, однако, и не обязательно отрицает возможность обратного. Это подобно наличию атомной бомбы. Ее может быть никто никогда и не применит, но само ее наличие, позволяет ее владельцу занимать особое положение в мировой политике. Здесь все так же.

Касаемо будущего европейского партнерства,у России имеются альтернативы Германии 
Германия же находиться «под капельницей» ее газа.

Поэтому один факт играет важную роль, а именно, что Россия будет использовать «кран» как инструмент. И надо признать, этим инструментом она прекрасно пользуется.

Тagesschau: Есть ли для Германии альтернативы?

Мueller: У России более чем самые большие запасы газа на земле. Но Катар и Ирак владеют вместе большими запасами. Обе не дальше западной Сибири. Правда  не существует какой либо рентабельной возможности транспортировать оттуда природный  газ в Европу. Однако,  можно было  попытаться. Но из-за полной ориентации на Россию, врятли получится.

Не хватает политической воли
Тagesschau: Нужно ли строить газопровод на Ближнем Востоке и в центральной Азии.

Мueller: Конечно, однако это могло бы быть неверно истолковано, из-за проблемы атомной политики.  Но такие проекты требует слишком много времени, и возможное строительство такого газопровода могло бы стать символичным.   Поскольку водный транспорт был бы нерентабелен, газопровод пришлось бы прокладывать через единственную транзитную страну, а именно, Турцию. Однако для этого недостает политической воли, и затрагивает интересы  тех, кто заинтересован в двустороннем бизнесе с Россией.

Тagesschau: Вы имеете ввиду немецких  газоснабженцев?

Мueller: В энергетической экономике не существует свободной конкуренции.

У нас это два предприятия: Рургаз и  БАСФ. Оба связаны с проектом.Оба имею свои собственные интересы. Оба имеют огромное влияние на энергетическую политику государства, если речь идет о газе. Этому сложно воспрепятствовать, и речь здесь  идет не о каких то рыночных законах. Разумеется, все законно. Однако они должны быть еще солидарны с интересами потребителя и общества. А это, однако, сильно опускается в последнее время  в немецкой политике.

«С носом» же останется в конечном итоге потребитель:

Тagesschau Конечный потребитель заинтересован в наиболее низкой цене. Может ли Россия это гарантировать?

Мueller: Конечно нет. Она заинтересована, напротив, в высокой цене. Газ, к тому же не имеет рыночной стоимости, его цена привязана к стоимости нефти, и влияет на конкуренцию между ними.

К тому же, газ в настоящее время извлекает выгоду из гигантских цен на нефть, и это идет на пользу России.

Мы могли бы организовать конкуренцию в Европе, только в случае поставки газа из Северной Африки, России, Центральной Азии, Каспия.  Тогда цены на газ стали бы устанавливаться независимо от нефти. И  это повлекло бы снижение цен на газ как  по сравнению  с нефтью, так и  в сравнении с долгосрочными  ценами, фиксированные  договорами, с Россией.

Тagesschau: Однако из-за строительство газопровода, получается это невозможно?

Мueller: Главная задача  газопровода - цементирования статуса  России, как  главного поставщика газа в  Германию и Европу.

И реальность такова: Германия, в определенной мере, зависима от России, и это зависимость только усилится, если не будут приняты меры к созданию конкурентной среды в газовой промышленности.»

С Томасом Мюллером беседовал Екер Аретц «Tagesschau»

Next post
Up