Когда-то будучи школьницей, а в библиотеке раскопала книжку об истории русских сказок.
Меня тогда поразили трактовки. В ней рассказывалось, что Пушкин хорошо изучил некоторые древние обряды славян. Например, сказка о спящей царевне семи богатырях. Казалось бы странно, молодая девушка живет в тереме у мужчин. Откуда такой сюжет. В Древней Руси был такой обычай: если молодая девушка оказалась оклеветанной толпой, да еще если эта девушка чья - то невеста, то ее ссылали в мужские дома, где она должна была провести какое-то время, сохраняя свое благочестие. За этим зорко следили старшие мужчины. Такие мужские дома были праобразом современный мужских монастырей.
Спустя некоторое время по клевете на такую девушку справляли тризну, как бы хоронили. И после этого обряда очищения она возвращалась в свой город, весь, будучи очищенной. Она становилась Вестой и могла выйти замуж.
Об образе Ивана царевича я писала ранее. Напомню. В сказке, под образом Василисы Прекрасной, скрывается образ Родины-Матери. Под Иваном царевичем - собирательный образ русских витязей, освобождающих свою Родину от врагов: Змея Горыныча - Великого Дракона - войск Аримии, другими словами, Китая.
Но вот интересный момент подсказал мне Михаил Задорнов, наш сатирик. Исследуя сказку «Колобок» он утверждает, что КОЛО - это коловорот - солнце, а Колобок - образ нашей Земли.
Испек Колобок ни кто иной, а сам Род и его вторая ипостась - Лада (Богородица древних славян). И наш герой проходит все четыре стихии: огонь, воду, ветер воздух (по амбару метен, по сусекам скребен, в коробе (на сметане) мешен, в печи испечен). И судьба Колобка катиться по Млечному пути, где его подстерегают разные опасности. И главная опасность - не быть перехитренным врагом.
Наши предки в сказку заложили великий смысл сохранения Земли .
Это же целая словесная матрица из образов.
Но, как и многих, меня всегда удивлял образ Бабы Яги. Баба-Яга является полуберегиней - полурожаницей, несомненно, связанной с культом мертвых, и, зорко охраняющая все входы и выходы в царство мертвых. Однако ее роль в славянской мифологии неоднозначна. Она не только охраняет царство мертвых, она и обеспечивает связь между мирами, она помогает или мешает людям, предостерегает их от оплошностей. Многие исследователи склонны видеть в Бабе-Яге нижнюю ипостась Мокоши - покоровительницы женщин как продолжательниц рода, покровительницы женских работ. Однако перевод с древнего санскрита, так близкого древнеславянскому говорит иначе - БАБА Я-Га - мудрая женщина, знающая дорогу.
Так вот в той книжице о Бабе Яге тоже была информация, но несколько под иным углом зрения. Рассмотрим, что должен был сделать Иван - дурак, чтобы встретиться с Ягой. Для начала ему надо было отыскать тропинку. Дом Бабы Яги на курьих ножках стоит в непролазном дремучем лесу.
Итак: дремучий лес. Дрёма - от слова дремать. Т.е. лес еще не спит, но дремлет. Вход в этот лес закрыт, и чтобы разгадать тайны этого леса, надо обратиться к Бабе Яге. Без нее в этот лес не войти. Она - дверь, путь в другой мир.
«Избушка - избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом». Это ритуальный заговор для вызова Бабы Яги. И избушка поворачивается по требованию Ивана.. Этот момент стоит запомнить. Мы к нему вернемся.
Так вот - избушка на курьих ножках. Некий исследователь в той книжице из моих школьных лет предположил, что эта избушка ни что иное, как гроб - домовина. Через который возможен вход в царство мертвых. Курьи ноги - ни что иное, как подставки, которые держат домовину. Правда, я не склонна верить этой теории, поскольку древние славяне сжигали умерших. Но, были и иные обычаи.
Так вот, продолжу. Если следовать теории, изложенной в той книжице, то баба - Яга тоже не живая по следующим признакам: у нее костяная нога, и нос в потолок врос. И вообще русский дух, которым пахнет, а это констатируют все сказки, действительно отличается от духа загробного. Но это если иметь ввиду под словом «дух» - запах.
В древнем же языке славян Дух - это душа человека. Кстати, интересное слово «воздух». Полет души. В любом случае достоверно исследовано, что Баба Яга - это проводник в потусторонний мир. И уж узреть живую душу она в состоянии. Возможно, что вскоре ученые докажут, что у души есть свой запах. Хотя и слово «пахнет» несет в себе информацию, что запаха у души нет, а вот у мертвечины есть. И еще какой.
Т.е. получается, что у души нет запаха. Человек чистый, с чистой душой, как только появляется на пороге у бабы Яги, она его сразу различает.
Но в этом случае выходит, что Иисус не был первым, кто воскрешал людей. Ведь русский Иван шастал к Бабе Яге и в загробный мир неоднократно, как и другие богатыри. И она пропускала и его и других в загробный мир, да еще и заботливо клубком снабжала, чтобы он не заблудился.
Итак, баба Яга - это мудрая женщина, знающая дорогу. Живет на границе двух миров, помогает путнику.
Путник, наш Иван - дурак, как правило идет не зная куда, в тридевятое царство, тридесятое государство. Я все время думаю, в может быть у древних славян действительно государства нумеровались…
В любом случае, Ивана посылают принести то, не знамо что. И ведь он справляется с этой задачей.
Почему говорят именно так наши сказки? А этому есть объяснение. И заключено оно в простом слове интуиция. На уровне подсознания. Не зря же наш Иван - дурак. Слово «дурак» сейчас имеет негативный смысл, а изначально оно имело совсем иное значение: Д-У-РА-к. Ра - это первобог, создатель. Буква «Д» - дом всегда обозначала «дом», строение, дворец, постройку. Так что дословный перевод слова «дурак» - «дом у Бога» - человек живущий при Боге, или в доме у Бога. Мыслящий в двух и более категориях. В первоязыке ДУ - два и более, РА - Бог, к - позднее привнесение. Опять же - человек чистый, живущий в гармонии с Природой, знающий ее силы, не пользующийся умом и разумом, а пользующийся интуицией. Человек, умеющий управлять внутренними энергиями своего тела. Позднее в христианстве появился синоним слова «дурак» - убогий. Тоже у - Бога. Но уже с более уничижительным смыслом. Именно поэтому ему не страшно идти туда, неведомо куда, и принести то, не знамо что.
И Россию не зря называют страной дураков, поскольку большинство народа умеет жить по ПриРоде своей.
Итак. Наш Иван смело идет к Бабе Яге, она ему и баньку истопит, и накормит, а если попытается в печь посадить, то он вовремя разгадает ее планы. Только человек с высшим чутьем может пройти такое испытание.
Вот и получалось, что для проверки своих знаний, молодых парней отправляли заглянуть на тот свет, в мир мертвых.
А ведь во всех свидетельствах, дошедших до нас из источников в других странах (Иран, Персия, Греция) говорится, что обязательным учением для всех славян было созерцание смерти и погружение в ее сущность.
Так в чем же смысл этих сказок про бабу Ягу?
А в том, что смерти нет. Это один из переходов в другое состояние. И именно этому учили смолоду.
Ключом для проникновения в полузакрытый мир древнеславянской мифологии может послужить широко распространенный и устойчивый образ Кощея Бессмертного, в самом имени которого содержится указание на мифологическую архаику "кощун" и на связь с инфернальной сущностью "кощьного", потустороннего царства.
О таком важном сказочном персонаже, как Кощей Бессмертный сохранились три вида источников: во-первых - сказки; во-вторых - былина, а, в-третьих - изображение смерти Кощея на ритуальном турьем роге из языческого кургана эпохи Святослава.
Это, пожалуй, единственный случай, когда фольклорные записи XIX в. могут быть прямо соотнесены с изобразительным материалом середины X в., времени расцвета и наступательной силы русской культуры.
Сказки с Кощеем Бессмертным, представленные несколькими вариантами, содержат много дополнительных сюжетов, в них шире общий фон и больше различных эпизодов. Объединяет все три источника одна идея: Кощей, представитель темного "кощного" царства, только хочет остаться бессмертным, но на самом деле могущественное жизненное начало побеждает Кощея.
Т.е. душа человека не умирает. Ему после смерти представляется возможность или снова придти на Землю, или выбрать иной путь.
Некоторые свидетельства утверждают, что о связи Кощея с миром мертвых свидетельствует то, что кощуны исполнялись в процессе погребального обряда на поминках по покойнику.
Но и Кощея можно победить, т.е преодолеть смерть.
Во многих сказках труп побежденного Кощея сжигают на костре, а пепел метлой разметают по земле. Эти действия отражают устойчивую обрядность сожжения чучела зимы с последующим разбрасыванием пепла. Кощей не убивает людей, не является причиной их смерти - он только царствует над тенями, попавшими в его "кощьное, сиречь в тьму кромешную".
И все-таки, пошел Иван, выручил царевну (Елену Прекрасную, Василису Премудрую), т.е. нашел свою Родину, а заодно и с врагами поборолся. И нашел Любовь. А что же заключается в слове Любовь?
Любовь - Люди Богов ведают - таков изначальный смысл этого слова.
Продолжение следует