Совсем недавно я писала о борцах с Олимпстроем, которые вместе с экологами стараются противостоять береговой застройке Имеритинской низменности в Большом Сочи. И вот уже правоту действий экологов подтверждает погода.
25-26 марта
в Черном море разразился шторм, не очень большой по меркам моря, но результаты не заставили себя ждать. Юго-Западный ветер с порывами до 20 метров в секунду и штормящее всего до 6и баллов подняло волны до 3-4 метров высоту. И этого хватило, чтобы морские волны начали смывать только что построенные береговые укрепления так называемой инженерной защиты Имеритинской низменности.
Стоит напомнить, что эти укрепления по официальным данным стоят 2,5 миллиарда рублей.
С
амые дорогие в мире олимпийские объекты не выдержали натиска стихии. На эти средства
были возведены насыпь из гравия, установлены бетонные плиты и залиты буронабивные сваи, призванные предотвратить размывание берега.
Помнится, на общественных слушаниях в Сочи, когда нам навязывали этот проект, против него встала и общественность в лице местных жителей, специалистов, и мы - экологи. Но слушания были бутафорскими, для галочки. Никто из заказчиков не собирался прислушаться к голосу разума: деньги затмевали все.
В принципе вообще не ясно, зачем проводились эти слушания.
ННо дело не в этом. Так называемая "береговая защита" теперь ляжет тяжелым бременем на бюджет Адлера. И мне думается, что местные власти попросту не будут финансировать в будущем этот не нужный ни кому объект.
Но деньги распилены, и ни кому нет до этого дела.
В этой связи хочется напомнить еще об одном шторме, который налетел 14 декабря 2010 года. Тогда строящийся морской порт в устье реки Мзымты близ Сочи получил серьезный ущерб в результате шестибалльного шторма. Пострадали защитные гидротехнические сооружения, инфраструктура причалов, смыта в море строительная и перегрузочная техника. Первая очередь порта мощностью 2 млн тонн должна была заработать в начале 2010 года. Однако теперь сроки, равно как и завоз морским путем строительных материалов для олимпийских объектов, затянулся.
По данным Минтранса, тогда перевернулась и затонула производственная самоподъемная платформа "Ирбен", а также опрокинут и выброшен на берег водолазный бот "Норд". В "Сочиморстрое" сообщили, что произошли серьезные повреждения конструкций западного и юго-западного защитных молов, восточный мол, расположенный перпендикулярно волнам, практически не пострадал. Также компания потеряла два гусеничных крана грузоподъемностью 100 и 280 тонн, два вибропогружателя для погружения свай и дизельную электростанцию мощностью 100 кВт.
Ответственным за строительство был Олег Дерипаска. Само строительство грузового района в устье реки Мзымты для транспортировки грузов для олимпийского строительства ведет ФГУП "Росморпорт" и "Базэл" в форме государственно-частного партнерства. Проектная мощность перевалки - 5 млн тонн. Строительство первой очереди мощностью 2 млн тонн должно было быть завершено в 2009 году, в 2010 году порт должен был начать полноценную работу. Общая стоимость проекта для "Базэла" - 5,9 млрд рублей, из них в 2009 году должно было быть освоено 4,3 млрд рублей. Еще 6 млрд рублей было вложено в проект из бюджета. И вот что интересно, по отчетам, больше всего тогда пострадали объекты, строящиеся на деньги бюджета, а потери частных инвесторов составили 20-30 млн рублей. В море смыло от четырех до восьми причальных кранов "Базэла", а дыра в главном моле достигает 80 м.
Олимпстрой затребовал тогда дополнительно порядка 30 млн долларов, и еще столько же должно было уйти на восстановление причалов и защитных молов. И уже тогда было ясно, что потери от шторма и сдвиг сроков строительства не позволят окупить его.
Ну а теперь этот порт стал
уже не нужен. Как перестанут быть нужными все те громоздкие объекты, уничтожившие природное наследие ЮНЕСКО в угоду толстосумам во власти.