Оригинал взят у
agritura в
"Мужицкий" Брейгель и две его работы. Кадр из фильма "Мельница и крест"
Речь пойдет сразу о двух картинах Питера Брейгеля Старшего - "Путь на Голгофу" и "Фламандские пословицы". О первой скажу вскользь и всего лишь в связи... с покупкой мною "всеядного" мультимедиа-проигрывателя. Обнаружилось, что новой мудреной технике все под силу, включая "блю-рей" диски. Это показалось мне неоспоримым преимуществом, однако вот незадача! - таковых дисков в моем хозяйстве не обнаружилось. Решила на пробу приобрести один, выложив за удовольствие целых... впрочем, не важно, много выложив.
Питер Брейгель Старший "Путь на Голгофу"
Выбор пал на фильм, постеры которого мне уже давно попадались в Сети - "Мельница и крест". Привлек он мое внимание, в первую очередь, потому, что на обложке красовался постаревший, но все еще прекрасный Рутгар Хауэр. Я люблю этого мужчину, и ни поколения, ни расстояния не помеха этому чистому и мощному чувству! Кем же еще любоваться в чёртов День святого Валентина?! - только собой, любимой, в зеркале, и Рутгаром на экране. Второй решающий для покупки фактор - фильм о фламандском художнике и его знаменитой работе, а ведь именно нидерландская живопись меня увлекла в последнее время. Правда, больше меня сейчас интересуют "малые голландцы", а они, как известно, проживали именно в Голландии, то есть в бывших Северных провинциях, и творили в 17 веке, а Брейгель был южанином, фламандцем, и жил в 16 веке, но это не суть важно.
Фильм меня немного разочаровал. В качестве эксперимента, для апробации "блю-рей" проигрывателя лучшего выбора, как оказалось, быть и не могло, а вот в качестве хорошего кино - не особенно. Несомненно, киноман получит огромное эстетическое удовольствие от картинки, от визуального впечатления, но вот режиссура слабовата; польский режиссер Лех Маевский до шедевра явно не дотянул. По видимому, он намеренно сдерживал яркие проявления эмоций в мимике и жестах актеров, стилизуя кадр под средневековую картинку, но именно этим он значительно "переврал" самого Брейгеля - мало кому их художников удавалось ТАК передавать эмоции - на грани гротеска, на грани карикатуры.
Питер Брейгель Старший "Фламандские пословицы"
Даже жалко Шарлоту Реминг, такую нервную, почти истеричную в других фильмах: у Маевского, в роли Богоматери, она взирает на казнь сына почти с равнодушием. Жалко Хауэра - его лицо, обычно дьявольски подвижное, в "Мельнице" почти застыло. Он, по сути, играет главную роль - самого Брейгеля, но ему отведена роль скучная и незавидная; по замыслу режиссера он просто "зачитывает вслух" свои мысли и планы. Такая "картонность" и "ходульность", скорее всего, часть режиссерского замысла, но мне этот замысел не понравился. И музыки в фильме мне показалось маловато, особенно, если учесть, что фильм почти без слов.
Тем не менее, фильм посмотреть советую. В конце концов, я высказала лишь свое мнение, а оно может сильно отличаться от мнения других. Кроме того, повторюсь, картинка на самом деле шедевральна! Временами у вас создается полная иллюзия, что вы попали прямо "внутрь" полотна Брейгеля.
Это, в общем-то все, что я хотела сказать о "Пути на Голгофу", так как мне, признаться, всегда больше нравилась другая картина Брейгеля: "Фламандские пословицы". Я давно собиралась с ней разобраться, так как полотно, переполненное символами, населенное странными героями, совершающими нелепые и непонятные действия, всегда привлекало мое внимание своей загадочностью. Фильм "Мельница и крест", "разобранный на части" его авторами, подсказал мне, что давно пора и мне сделать что-то подобное с "Пословицами". Оказалось, что в Сети полно расшифровок всех сюжетных групп героев, мне остается только донести до вас свою интерпретацию. Само собой, пост предназначен для тех, кто, как и я, ранее не знал, что же значит все это веселое безобразие, которое происходит на картине.
Начнем разбирать сложную мозаику слева-направо, с нижней части картины постепенно поднимаясь наверх.
"Она и черта привяжет к подушке!".
Так говорили о женщине, способной на все. Некрасов сказал не менее образно: "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!".
"Биться головой о стену"
Тут все понятно - пытаться добиться невозможного.
"Один стрижет овцу, другой - свинью".
Так говорили о людях с разным достатком и удачливостью.
Еще одна пословица: "Шерсть стриги, но шкуру не снимай!"
Таким образом советовали не переходить границ.
"Закопали колодец, как теленок утонул"
Это о предосторожностях, предпринятых с опозданием. Как у нас: "Гром не грянет - мужик не перекрестится!"
"Чтоб достичь чего-то в этом мире, нужно как следует поклониться!"
Все время думала - и что это за пузырь? А это, оказывается, земной шар.
"Весь мир крутится вокруг его пальца"
Это о законченном эгоисте, думающем только о себе, или о весьма могущественном человеке.
"Пытается тянуть за длинный конец"
Это о человеке, который хочет обстряпать выгодное дельце, "Поймать удачу за хвост"
"Опрокинутую кашу не всегда можно собрать!"
У нас есть наподобие: "Разбитую чашку не склеишь!"
"Не дотягивается ни до одного из хлебов"
"Едва сводить концы с концами" или что-то вроде этого. Думаю, мог бы быть еще один вариант: "Пытаться сесть одним задом на два стула"
"Мотыга без ручки"
Так говорили о бесполезном предмете
"Искать топорик",
или ищет лазейку, увертку, отговорку
"Грызет столб"
Так говорили о религиозных фанатиках, ханжах, святошах
"В одной руке огонь, в другой - вода"
О лицемерном, двуличном человеке
"Свинья вытаскивает затычку из бочки"
О безалаберном хозяине, к которого в доме беспорядок
"Вешать бубенчик на кота"
Две версии - либо поднимать скандал на ровном месте, либо разбалтывать секрет
"Вооружен до самых зубов", у нас тоже такое есть образное выражение
"Вешать на мужа синий плащ"
Обманывать его, изменять. Здесь аллегория очевидна - молодая крепкая жена укутывает старика-мужа до самых глаз. Так как группа расположена в центре картины,у полотна было второе название: "Синий плащ"
"Прясть с чужого веретена"
Разносить непроверенные сплетни
"У свиньи вспорот бок"
Дело сделано, и самым решительным образом
"Осыпать свиней маргаритками"
То же, что и метать перед ними же бисер
"И господу привяжет накладную бороду"
Лицемерить, постоянно обманывать и все перевирать
"Не ищи другого в печке, если сам там был"
Человек, подозревающий другого, наверняка сам грешен
"Зевать в печку"
Прилагать бесполезные усилия, переоценивать себя
"Жарить селедку, чтобы поесть икры"
О неразумной расточительности
"Сидеть в золе между двух стульев"
Быть нерешительным
"На этом доме ножницы на вывеске"
Считалось, что все портные, на домах которых обычно вывешивали ножницы, так и норовят обжулить, надуть клиента. Поэтому пословица означала: "Здесь вас обманут"
"Всегда грызет одну кость"
Человек, помешанный на чем-то, постоянно говорящий об одном и том же
"Говорить двумя ртами"
Лицемерить
"Щупать куриц"
Значит, пытаться нащупать и пересчитать еще не появившиеся яйца - забегать вперед, "делить шкуру не убитого медведя"
"Носить свет корзинами"
Заниматься напрасным делом
"Жечь свечи перед чёртом"
Льстить неправедному человеку
"Исповедоваться чёрту"
Довериться негодяю, врагу
"Лиса и журавль"
Два обманщика, которые пытаются обмануть друг друга, оба могут остаться обманутыми
"Ложка для снятия пенок"
Прихлебатель, тунеядец
"Мочиться на костер"
Придавать слишком большое значение суевериям и ритуалам (?)
"Ловить рыбу без невода"
О хитреце, который пытается получить выгоду от чужой работы.
"Две собаки всегда из-за кости подерутся"
О невозможность примирения между людьми с пересекающимися интересами
"Сидеть на горящих углях"
Торопиться. быть нетерпеливым
"Взять куриное яйцо, оставив гусиное"
О неправильном выборе
"Провалиться сквозь корзину"
Потерпеть неудачу ("сесть в калошу")
"Селедку подвешивают за ее же жабры"
Ответственность за свои дела
"Больше, чем в выпотрошенной селедке
Содержание, скрытое за видимым, "не все так просто", "в этом что-то есть"
"Мир вверх тормашками"
Все перепуталось
"Как карты лягут"
Все зависит от случая, от удачи
"Оставлять в гнезде последнее яйцо"
Быть предусмотрительным, оставлять про запас
"Там висит горшок"
Все наоборот
"Мочиться на луну"
Тратить время на бесполезные потуги
"Ловить рыбу позади невода"
Упустить возможность, отставать от тех, кому улыбнулась удача
"Большая рыба ест малую"
Кто сильнее, тот и "съел" слабого, пока не съели его самого
Вот такие пословицы. Но ведь вы поняли, что это только половина! Позднее будут остальные.
Приятного вечера!